МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной
деятельности
«По дороге к знаниям»
общеинтеллектуального
направления
1-4 классы
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
При составлении данной программы МО учителей начальных классов использованы
следующие нормативно-правовые документы:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10.» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
•
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
•
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с
изме-нениями и дополнениями);
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в
ФГОС НОО»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
•
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Согласно ФОП, программа «По дороге к знаниям» создана при организации
обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными
возможностями здоровья, слабоуспевающих и детей с повышенной мотивацией к обучению.
Она направлена на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников,
развитие способностей детей к самоконтролю и планированию своей деятельности, помощь
обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы, часто
болеющим, осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей.
Программа «По дороге к знаниям» должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей слабоуспевающих детей и детей с
повышенной мотивацией к обучению и осуществление индивидуально ориентированной психолого - педагогической помощи таким детям;
- возможность освоения детьми образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Цель:коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей
средствами изучаемого программного материала.
Задачи:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной
сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Рабочая программа «Путь к успеху» рассчитана на четыре года обучения: в 1 классе
в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год, во 2-4 классах – в
объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год.
Результаты изучения курса
I. Личностные:
- сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их
выполнение, способность к моральной децентрации.
II. Метапредметные:
Регулятивные умения:
- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их
выпол-нение.
Познавательные учебные умения:
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Коммуникативные учебные умения:
- приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
III. Предметные умения (на конец освоения курса):
Планируемые результаты работы со слабоуспевающими детьми:
•
умение принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;
•
умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь учителя,
тем выше самостоятельность учеников, и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий);
•
изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников;
•
повышение успеваемости по разным школьным предметам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и мелкой
моторики рук) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.
Планируемые результаты работы с детьми повышенной мотивации к обучению: •
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся;
• использование системы диагностик для выявления детей с повышенной
мотивацией к обучению;
•
разработка и реализация плана работы с детьми повышенной мотивацией к обучению, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
•
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
IV. Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов —
формирование положительной мотивации к
учению;
Второй уровень результатов - формирование адекватной самооценки;
Третий уровень результатов — объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам (рефлексия).
Формы достижения результатов: математические викторины, разгадывание математических ребусов, развивающие игры, логические задачи, задания на развитие критического
мышления, математические тренажеры, олимпиады разных уровней.
Формы контроля: диагностические работы, проверочные работы, интеллектуальные
марафоны.
Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 60%.
Содержание курса внеурочной деятельности
Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми и детьми с повышенной мотивацией проводятся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в
развитии и обучении. Помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в
обучении. Периодически индивидуальные занятия проводятся для обучающихся, неусвоившие материал на уроке для восполнения учебных дефицитов.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
- принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития);
- профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Учитель строит свою деятельность с неуспевающими учащимся следующим образом:
- контролирует усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализирует и систематизирует ошибки, допускаемые ученика в
устных ответах, письменных работах, выявляет типичные, концентрирует внимание на их
устранение. По окончанию темы или раздела обобщает итоги усвоение основных понятий,
законов, правил, умений и навыков школьником, выявляет причины отставания.
- проверяет в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулирует вопросы со стороны ученика при затруднениях в усвоении
учеб-ного материала. Применяет средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивает разнообразие методов обучения, позволяющих всем учеником активно
усваивать материал
- подбирает для самостоятельной работы задания по наиболее существенным,
сложным итруднымразделам учебного материала, стремясьменьшимчислом упражнений, но
поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включает в содержание
самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в
письменных ра-ботах. Инструктирует о порядке выполнения работы. Стимулирует
постановкувопросов к учи-телю при затруднениях в самостоятельной работе. Учит умениям
планировать работу, выпол-няя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
Учитель строит свою деятельность с одаренными детьми следующим образом:
- продолжает внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения,
развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
- создает и пополняет базы данных одаренных детей школы.
- проводит семинары-практикумы с учителями по вопросам выявления одаренных детей.
- организует психолого-педагогическое просвещение родителей талантливых и одарённых школьников.
- совершенствует работу научного общества учащихся
- организует участие школьников в районных олимпиадах, конкурсах, смотрах.
- проводит интеллектуальные и творческие конкурсы среди одаренных школьников
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Адаптационный период. Знакомство со школой. Экскурсия
по школе.
Знакомство со школьным логопедом.
Знакомство со школьным психологом.
Предложение. Слово. Определение на слух количества слов в
предложении.
Повторение и закрепление изученных чисел. Устная нумерация чисел в пределах 10. Состав
изученных чисел.
Слово. Звук. Звуки гласные и
согласные. Дифференциация
гласных и согласных звуков.
Составление и решение задач.
Подбор слов к звуковым схемам.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Составление распространенных
предложений из 4-5 слов.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Соотнесение слов со звуковыми
схемами. Согласные твердые и
мягкие. Составление звуковых
схем.
Составление и решение задач.
Определение места звука в
слове. Составление звуковых
схем.
Решение задач изученных типов.
Составление словосочетаний
типа: сущ.+прил.
Закрепление. Геометрические
фигуры.
Общее
количество часов 1
Теоретические занятия
Практические
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание
Образование сравнительной
1
степени прилагательных.
Решение примеров и задач.
1
Глагол. Образование глаголов.
1
Отработка арифметического
1
навыка.
22
Деление слов на слоги.
1 23
Устная и письменная нумера1
ция чисел в пределах 20.
24
Подбор однокоренных слов.
1 25
Закрепление навыка счета в
1
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфо1
графии.
Сложение и вычитание чисел в
1
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфо1
графии.
Сложение и вычитание чисел в
1
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфо1
графии.
Сложение и вычитание чисел в
1
пределах 20.
Итоговое занятие. Закрепление
1
изученного.
Итоговое занятие. Закрепление
1
изученного.
18
19
20
21
26
27
28
29
30
31
32
33
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
33 ч. (100%)
33 ч.
Тематическое планирование 2 класс
№
Тема
п/п
Общее
Теорети-
Практические
количе-
ческие за-
занятия
ство ча-
нятия
сов
1-2
Русский язык. Звуки и буквы
Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие,
звонкие и глухие
2
2
3-4
Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20
2
2
Примечание
5-6
Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса
2
2
слов
7-8
Математика. Решение задач
2
2
9-10
Русский язык. Изменение
формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку
2
2
1112
Математика. Сложение и вычитание столбиком
2
2
1314
Русский язык. Безударная гласная в корне слова
2
2
1516
Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел
2
2
1718
Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова
2
2
19-
Математика. Решение задач
2
2
2122
Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова. Письмо под диктовку
2
2
2324
Математика. Умножение и деление на 2,3
2
2
2526
Русский язык. Учимся писать
буквы согласных в корне слова
2
2
2728
Математика. Решение задач
2
2
2930
Русский язык. Непроизносимые
согласные в корне слова
2
2
20
3132
Математика. Умножение и деление на 3 и 4
2
2
3334
Русский язык. Разделительный
твердый и мягкий знаки.
2
2
Всего:
34 ч.
-
34 ч.(100%)
Тематическое планирование 3 класс
№
Тема занятия
п/п
Общее
количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Русский язык. Фонетический разбор слов.
1ч
1
2
Числа от 1 до 100 (умножение и деление).
1ч
1
3
Русский язык. Разбор слов по составу.
1ч
1
4
Математика. Порядок выполнения
действий.
1ч
1
5
Русский язык. Правописание безударных гласных, непроизносимых
и парных согласных.
1ч
1
6
Математика. Площадь. Единицы
площади.
1ч
1
7
Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.
1ч
1
8
Математика. Решение задач, связанных с вычислением массы.
1ч
1
9
Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.
1ч
1
10
Математика. Окружность. Круг.
1ч
1
11
Русский язык. Однородные члены
предложения.
1ч
1
Примечание
12
Математика. Решение задач на сложение и вычитание.
1ч
1
13
Русский язык. Имя существительное.
1ч
1
14
Математика. Решение задач
1ч
1
15
Русский язык. Род, число и падеж
существительных.
1ч
1
16
Математика. Выражения без скобок.
1ч
1
17
Русский язык. Правописание безударных окончаний существительных.
1ч
1
18
Математика. Сложение и вычитание многозначных чисел.
1ч
1
19
Русский язык. Имя прилагательное.
1ч
1
20
Математика. Умножение на однозначное число.
1ч
1
21
Русский язык. Склонение прилагательных.
1ч
1
22
Математика. Приемы умножения и
деления.
1ч
1
23
Русский язык. Местоимение
1ч
1
24
Математика. Умножение и деление
(приёмы устных вычислений).
1ч
1
25
Русский язык. Глагол.
1ч
1
26
Математика. Умножение на однозначное число.
1ч
1
27
Русский язык. Изменение глаголов
по временам.
1ч
1
28
Математика. Деление на однозначное число.
1ч
1
29
Русский язык. Формы слова.
1ч
1
30
Математика Умножение и деление
на однозначное число.
1ч
1
31
Русский язык. Повторяем фонетику и состав слова.
1ч
1
32
Математика. Умножение и деление
на однозначное число.
1ч
1
33
Русский язык. Правописание частей слова.
1ч
1
34
Чему я научился за этот год.
1ч
1
34 ч.
34 ч.
(100%)
Всего:
Тематическое планирование 4 класс
№ Тема занятия
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
Русский язык. Текст, предложение,
словосочетание.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 1000
Русский язык. Состав слова.
Математика. Решение задач.
Русский язык. Имя существитель-10
ное. Склонение имён существительных.
Математика. Умножение и деление
в пределах 1000.
Русский язык. Склонение имён существительных.
Математика. Нахождение периметра и площади фигур.
Русский язык. Имя прилагательное.
Изменение прилагательных по падежам.
Математика. Решение уравнений.
Общее
количество часов 2
Теоретические занятия
Практиче- Примечание
ские занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Русский язык. Местоимение. Наречие.
Математика. Решение примеров на
порядок выполнения действий.
Русский язык. Глагол. Время глагола.
2
2
2
2
2
2728
2930
3132
3334
Математика. Решение задач на движение.
Русский язык. Спряжение глагола.
Глаголы исключения.
Математика. Решение примеров и
задач. Закрепление.
Русский язык. Морфологический
разбор частей речи.
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
34 ч.
-
34 ч.
(100%)