ГКР по математике в 4 классах
30.04.2015
ВНИМАНИЕ!
6 мая проводятся ГКР по математике для обучающихся 4-х классов.
Работа предъявляется в компьютерном варианте.
На выполнение контрольной работы отводится 15 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж обучающихся (Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, п.10.18, 10.19). Каждый ученик индивидуально выполняет один из вариантов контрольной работы.
Дополнительные материалы и оборудование – при выполнении заданий разрешено пользоваться черновиком и ручкой.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
городской контрольной работы (ГКР) по математике в 4 классах
2014-2015 учебный год
Цель работы – определить уровень достижения школьниками планируемых результатов, предусмотренных ФГОС НОО по предмету «Математика», включая метапредметные результаты, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.
Результаты выполнения работы позволят характеризовать не только уровень достижения четвероклассниками планируемых результатов, но и диагностировать типичные ошибки, степень освоения отдельных разделов курса математики, обеспечат возможность выявить проблемы и наметить пути их решения.
Документы, определяющие содержание ГКР
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Математика» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа . сост. Е.С. Савинов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
- Планируемые результаты начального общего образования Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
- Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Система заданий, В 3 ч. Ч 1 М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- 5. Инструментарий (кодификаторы, спецификации и демоверсии), разработанный в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программой начального образования, основные показатели и индикаторы качества начального образования, а также результаты апробации инструментария по математике [Электронный ресурс] / Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/download/ FGOS_2012_Math.zip. – Загл. с экрана.
Структура контрольной работы
Городская контрольная работа содержит 12 заданий, различающихся по содержанию и уровню сложности. Работа составлена в 5 вариантах, идентичных по содержанию, уровню сложности, порядку следования заданий.
Тестовая форма заданий не предполагает громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимися понимания изученных понятий и методов, способности их применения для решения поставленных задач.
В работе используются три типа заданий.
Таблица 1. Структура контрольной работы по математике
№ |
Тип задания |
Количество |
Номер задания |
1 |
С кратким ответом, когда требуется записать результат действия (число) |
1 |
№ 1 |
2 |
С выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов |
9 |
№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 |
3 |
С выбором двух верных ответов из четырех предложенных |
2 |
№ 2, 11 |
Подходы к отбору содержания
- Задания составлены на основе планируемых результатов раздела «Выпускник научится».
- В ГКР включены учебные и жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами математики, используя полученные знания.
- В работу не включены задания на прямое использование известных алгоритмов действий и правил.
Распределение заданий ГКР по содержанию. Распределение заданий по разделам. Распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по основным разделам
№ |
Раздел курса |
Число заданий |
1 |
Числа и величины |
1 (№ 1) |
2 |
Арифметические действия |
2 (№ 4, 10) |
3 |
Работа с текстовыми задачами |
3 (№ 7, 8, 12) |
4 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
2 (№ 2, 3) |
5 |
Геометрические величины |
2 ( № 5, 6) |
6 |
Работа с информацией |
2 (№ 9,11) |
|
Итого: |
12 |
Распределение заданий по уровням сложности
Контрольная работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 8 заданий базового уровня сложности (№№ 1–8). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 9-12) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
Задания базового уровня, составлены на основе планируемых результатов раздела «Выпускник научится». В них включены учебно-практические и учебно-познавательные задачи, в которых очевиден способ решения. Дополнительно эти задания проверяют умение, работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма).
Задания повышенного уровня, составлены на основе планируемых результатов раздела «Выпускник научится». В них требуется либо воспользоваться имеющимися умениями из разных разделов курса, либо применить понятия, правила, алгоритмы, использование которых неочевидно в предложенной ситуации, либо проявить конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, понимать и использовать в решении информацию, представленную в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма), выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания.
В основе заданий (№ 2, 3, 9, 11) лежат применение универсальных учебных действий, и прежде всего познавательных: использование знаково-символических средств; сравнение и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей и аналогий; преобразование и интерпретация информации, рассуждения.
Контрольная работа содержит 8 заданий базового уровня (№ 1 - 8). Результаты выполнения этих заданий позволят сделать вывод о достижении четвероклассниками необходимого для продолжения обучения уровня математической подготовки.
Выполнение заданий повышенного уровня (№ 9 - 12) определит потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе.
Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
базовый |
8 |
10 |
56% |
повышенный |
4 |
8 |
44% |
итого |
12 |
18 |
100% |
План городской контрольной работы.
В плане работы дана информация о каждом задании ГКР: его содержание, планируемые результаты освоения учебной программы, объект оценивания, уровень сложности, время выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины);
Таблица 4. План городской контрольной работы
№ |
Раздел содержания |
Планируемые результаты освоения учебной программы по математике |
Контролируемое знание/умение |
Уровень сложности |
Тип задания |
Время |
Максимальный балл |
1 |
Числа и величины |
Читать, сравнивать числа. Устанавливать закономерность, по которому составлена последовательность чисел |
Устанавливать закономерность и продолжать последовательность чисел. |
Б |
КО |
1 |
1 |
2 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
Распознавать, геометрические фигуры.
|
Распознавать геометрические фигуры. Находить четырехугольники (треугольники), обладающие заданным свойством |
Б |
ВО |
1 |
2 |
Работа с информацией |
Устанавливать истинность утверждений о геометрических фигурах; |
Понимать логические связки («каждый», «все», «некоторые»), устанавливать истинность утверждений |
|||||
3 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
Распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар |
тела: куб, шар |
Б |
ВО |
1 |
1 |
4 |
Арифметические действия |
Выполнять действия с многозначными числами |
Выполнять вычитание многозначных чисел. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
5 |
Геометрические величины |
Оценивать приближенно размеры предметов, расстояний, геометрических фигур |
Решать практическую задачу, связанную с оценкой геометрической величины. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
6 |
Геометрические величины |
Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; площадь прямоугольника и квадрата; |
Решать практическую задачу, связанную с нахождением площади и периметра фигуры |
Б |
ВО |
1 |
2 |
7 |
Работа с текстовыми задачами |
Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть) |
Находить долю числа при решении практической задачи. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
8 |
Работа с текстовыми задачами |
Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения задачи |
Проверять правильность хода решения задачи. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
9 |
Работа с информацией |
Читать несложные готовые таблицы |
Понимать смысл информации, представленной в каждой строке и столбце таблицы |
П |
ВО |
1 |
2 |
10 |
Арифметические действия |
Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); |
Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок). |
П |
ВО |
2 |
2 |
11 |
Работа с информацией |
Использовать информацию, представленную в тексте и на рисунке. Решать практическую задачу, используя зависимость между величинами, характеризующими движение. |
Моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия |
П |
ВО |
2 |
2 |
12 |
Работа с текстовыми задачами |
Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи |
Решать задачу арифметическим способом |
П |
ВО |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Время и способ выполнения городской контрольной работы.
Работа предъявляется в компьютерном варианте.
На выполнение контрольной работы отводится 15 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж обучающихся (Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, п.10.18, 10.19). Каждый ученик индивидуально выполняет один из вариантов контрольной работы.
Дополнительные материалы и оборудование – при выполнении заданий разрешено пользоваться черновиком и ручкой.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
контрольной работы в целом
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:
- За верное выполнение задания базового уровня (№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8) учащийся получает 1 балл
- За верное выполнение задания базового уровня (№ 2) учащийся получает:
- 2 балла выбрал два правильных ответа
- 1 балл выбрал один правильный ответ
- 0 баллов выбрал неверный ответ
- За верное выполнение задания базового уровня (№ 6) учащийся получает 2 балла.
- За верное выполнение задания повышенного уровня (№ 9,10,12). учащийся получает 2 балла
- За верное выполнение задания повышенного уровня (№11). учащийся получает:
- 2 балла выбрал два правильных ответа
- 1 балл выбрал один правильный ответ
- 0 баллов выбрал неверный ответ
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания базового уровня – 10 баллов, задания повышенного уровня – 8 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 18 баллов.
В качестве основных показателей оценки может быть:
1) средний процент выполнения заданий базового уровня (отношение баллов, полученных учащимися за выполнение заданий базового уровня трудности, к максимальному баллу, который эти ученики могли бы получить за эту группу заданий, в процентах);
2) средний процент выполнения заданий повышенного уровня (отношение баллов, полученных учащимися за выполнение заданий повышенного уровня трудности, к максимальному баллу, который эти ученики могли бы получить за эту группу заданий, в процентах);
3) решаемость каждого из заданий работы в среднем (доля учеников, выполнивших задание, от общего числа учеников, выполнявших работу, в процентах).
Результаты освоения федерального государственного стандарта начального общего образования по математике
Ниже приведены количественные критерии выделения уровней по результатам работы по математике. Уровень достижения планируемых результатов определяется на основе совокупной оценки выполнения заданий базового и повышенного уровня.
Количественные критерии выделения уровней по результатам контрольной работы по математике приведены в таблице 5.
Таблица 5. Критерии оценивания
Уровень достижений |
% от максимального балла теста |
Тестовый балл |
Перевод баллов в отметку |
Высокий уровень |
85 - 100% |
16 -18 баллов |
«5» |
Повышенный уровень |
65 - 84% |
12 - 15 баллов |
«4» |
Базовый уровень |
35 - 64% |
7 - 11 баллов |
«3» |
Низкий уровень |
менее 35% |
менее 7 баллов |
«2» |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2021
Дата обновления: 16.02.2021
Дата публикации: 30.04.2015