АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». 9 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели,
планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных
учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность - это форма организации совместной деятельности обучающихся,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на
достижение поставленной цели, где цель - это решение конкретной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов -это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов
овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной
деятельностью.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием
проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном
продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач
проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация
деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей,
обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим
адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать
в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой
деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного
выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и
самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией
результатов.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного
исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов.
Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапа осуществляется
выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное,
формулируется тема проекта.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся,
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе
и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно
снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию
позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов),
развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся
уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость,
тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности)
формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки),
с более высокими показателями и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные
универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом
придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему
(задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики,
обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно,
что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания
должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого
транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели
проектирования.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 35 учебных часов (1час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Обучающиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в
будущем в
общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и
приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10. выдвигать гипотезу
11. находить доказательства
12. формулировать вытекающие из исследования выводы;
13. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
14. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
15.самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
5. формированию
качеств мышления,
необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
7. осознавать свою ответственность за достоверность
выполненного проекта.
полученных знаний, за качество
Планируемый результат
Обучающиеся должны знать:
• основные понятия проектирования;
• этапы создания проектов.
• отличие цели от задач;
• понятие гипотезы, актуальности.
• правила публичного выступления;
• правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
• планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и
приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выявлять и формулировать проблему;
• планировать этапы выполнения работ;
• выбирать средства реализации замысла,
• работать с разными источниками информации;
• обрабатывать информацию;
• структурировать материал;
• контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта;
• выдвигать гипотезу;
• находить доказательства;
• формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
• самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов.