Аннотация к рабочей программе по физике 10-11 класс (углубленный уровень)
Место учебного предмета в учебном плане:
Количество часов: в 10 классе - 175 ч. (5ч. в неделю), в 11 классе - 175ч (5ч. в неделю).
Цели учебного курса
Изучение физики на профильном уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний о методах научного познания природы; современной
физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных
закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных
частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной;
знакомство с основами фундаментальных физических теорий - классической механики,
молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики,
специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
•
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить
модели, устанавливать границы их применимости;
•
применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества,
принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного
приобретения информации физического содержания и оценки достоверности,
использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и
предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения
новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов,
рефератов и других творческих работ;
•
воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую
позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе
совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования
научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую
роль физики в создании современного мира техники;
•
использование приобретенных знаний и умений для решения практических,
жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды,
обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Программа углубленного уровня изучения физики для 10 класса отличается от
профильного уровня следующими позициями:
и углублены темы раздела «Механика» за счет изучения
дополнительных тем: «Графики зависимости координат от времени при
равноускоренном движении», «Баллистическое движение», «Угловая скорость и
угловое ускорение», «Сила сопротивления при движении в жидкостях и газах»,
«Неинерциальные системы отсчета», «Уравнение Мещерского», «Движение
твердого тела. Центр масс», «Момент инерции, момент импульса».
1. Расширены
2. Расширены и углублены темы раздела «Молекулярная физика», в частности,
дополнительно изучаются темы «Изотермы реального газа. Критическая
температура», «Диаграмма растяжения», «Тепловое расширение жидких и
твердых тел», «Теплоемкости газа при постянном давлениии постоянном объеме».
3. Расширены и углублены темы раздела «Электродинамика»: более широко
изучаются закон Кулона, принцип суперпозиции электрических полей, потенциал
электрического поля, конденсаторы, расчет сложных электрических цепей.
4.
5. Значительное внимание уделено совершенствованию умений решать расчетные
задачи комбинированного типа и повышенного уровня сложности.
Программа углубленного уровня изучения физики для 11 класса отличается
от профильного уровня следующими позициями:
1. Расширены и углублены темы раздела «Колебания и волны» за счет изучения
дополнительных тем: «Скорость и ускорение при гармонических колебания»,
«Сложение гармонических колебаний. Спектр колебаний», «Закон Ома для цепи
переменного тока», «Трехфазный ток. Соединение потребителей электроэнергии»,
«Уравнение бегущей волны», «Стоячие волны».
2. Расширены и углублены темы раздела «Электродинамика. Магнитное поле.
Электромагнитная индукция», в частности, дополнительно изучаются темы
«Закон Био - Савара - Лапласа», «Пространственные траектории частиц в
магнитном поле», «Индукционные токи в массивных проводниках»,
«Ферромагнетизм».
3. Расширены и углублены темы раздела «Электродинамика. Оптика»: более широко
изучаются явление дифракции, линзы, фотометрия и сферические зеркала.
4. Расширены и углублены темы раздела «Квантовая физика» за счет изучения
дополнительных тем:
«Эффект Комптона»,
«Волны вероятности.
Интерференция вероятностей», «Нелинейная оптика», «Диаграммы Фейнмана»,
«Адроны. Классификация адронов», «Лептоны. Промежуточные бозоны»,
«Взаимодействие кварков. Глюоны»
5. Значительное внимание уделено совершенствованию умений решать расчетные
задачи комбинированного типа и повышенного уровня сложности.
Результаты освоения курса
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза,
принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета,
материальная точка,
вещество,
взаимодействие, идеальный газ, резонанс,
электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом,
квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее
излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила,
давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период,
частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая
энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная
теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная
теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического
поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность,
энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы
применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности,
закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической
теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона,
закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции,
законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности,
закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании
научного мировоззрения;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость
ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром
сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его
нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте;
взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током;
зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию,
интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые
спектры; фотоэффект; радиоактивность;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент
служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент
позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет
предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных
явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление
можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и
физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие
физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и
массового числа;
- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность
вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность
воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда,
электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока,
показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны;
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики
в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления
информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов,
средств
радиои
телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
- приобретения
практического
опыта
деятельности,
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
предшествующей