Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности,
направленного на углубленное изучение русского языка
«От слова к тексту»
для обучающихся 9 класса
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки
владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации
занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы
проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю)
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что
соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах
основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по
русскому языку.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых
компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и
культуроведческой.
Основное содержание курса
Вводное занятие (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) и критерии ее оценивания.
Сжатое изложение (9 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения (компрессии текста) текста.
Понятие о микротеме. Абзацное членение текста. Построение сжатого изложения. Редактирование
изложения.
Работа с текстом (12 часов)
Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.);
словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические
(различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения,
ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного
синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н –
нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое
предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Сочинение-рассуждение (9 задание ОГЭ) (9 часов)
Сочинение-рассуждение. Разработка содержания. Подбор обоснования. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения, понятия, смысла строк.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его
фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное
оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Итоговая диагностика (2 часа)
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
• Объяснять языковое явление;
• Уметь применять знания при тестировании;
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст,
аргументировать, писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных
слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Определять синтаксические конструкции;
• Работать с текстовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её
смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы текстовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной
работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Предполагаемый результат: качественная подготовка обучающихся к основному государственному
экзамену по русскому языку в 9-ом классе в новой форме.
Форма тематического планирования
Раздел (модуль)/тема
Кол-во
часов
Форма проведения
занятий
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
1.1
Вводное занятие
Структура экзаменационной
работы по русскому языку
(ОГЭ) и критерии ее
оценивания.
1
1
Дискуссия
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
2
2.1
Сжатое изложение
Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением.
Микротема. Абзацное членение
9
1
Дискуссия
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
2.2
Построение сжатого изложения
3
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
2.3
Редактирование изложения
5
3
3.1
Работа с текстом
Средства выразительности
12
1
3.2
Стилистика русского языка
1
Круглый стол
3.3
Нормы русской орфографии
2
Дискуссия,
практикум
3.4
Синтаксические и
пунктуационные нормы
8
Дискуссия ,
практикум
4
Сочинение-рассуждение
(задание 9 ОГЭ)
Разработка содержания
сочинения-рассуждения
9
5
Круглый стол,
практикум
http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/
Сочинение-рассуждение,
связанное с анализом
содержания текста
Итоговая диагностика
4
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://www.gramota.ru/
2
Практикум
https://rus-oge.sdamgia.ru/
4.1
4.2
Практикум
Дискуссия,
практикум
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/ http://www.gramota.ru/
https://skysmart.ru/
http://www.fipi.ru/
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
Календарно-тематическое планирование
№
Колво
часов
Вид деятельности
Вводное занятие.
Структура экзаменационной работы по русскому
языку (ОГЭ) и критерии ее оценивания.
Построение сжатого изложения. Этапы работы
над изложением. Микротема. Абзацное членение
текста.
Сжатие (компрессия) текста. Способы сжатия
текста. Исключение.
1
Работа по
заполнению бланков,
работа с демоверсией
Работа с текстом
1
Работа с текстом в
группе и паре
https://rusoge.sdamgia.ru/
4
Способы сжатия текста. Упрощение.
1
http://gia.edu.ru/
5
Способы сжатия текста. Обобщение.
1
6
Редактирование текста изложения. Памятка «Как
работать над сжатым изложением»
Практическое занятие. Написание сжатого
изложения.
1
8
Практическое занятие. Написание сжатого
изложения.
1
9
Практическое занятие. Написание сжатого
изложения.
1
Работа с текстом в
группе и паре
Работа с текстом в
группе и паре
Работа с текстом в
группе и паре
Индивидуальная
работа по созданию
собственного текста
Индивидуальная
работа по созданию
собственного текста
Индивидуальная
работа по созданию
собственного текста
1.
2.
3
7
Тема
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
http://gia.edu.ru/
http://gia.edu.ru/
http://gia.edu.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
10
Анализ изложения. Работа над ошибками.
1
Работа с текстами
обучающихся
https://rusoge.sdamgia.ru/
11
Средства выразительности речи.
1
Работа с КИМ
http://www.fipi.ru/
12
Стилистика русского языка
1
Работа с КИМ
https://rusoge.sdamgia.ru/
13
Нормы русской орфографии. Правописание
приставок
1
http://gia.edu.ru/
https://skysmart.ru/
14
Нормы русской орфографии. Правописание
суффиксов
1
15
Лексическое значение слова. Стилистически
нейтральная лексика. Синонимы.
1
16
Словосочетание. Виды подчинительной связи в
словосочетаниях.
1
17
Грамматическая основа предложения. Способы
выражения подлежащего и сказуемого.
1
Работа с
тематическими
тестами
Работа с
тематическими
тестами
Работа с
тематическими
тестами
Работа с КИМ и
тематическими
заданиями
Работа с тестами
18
Осложненное простое предложение.
Обособленные члены предложения.
1
Работа с тестами и
КИМ
https://rusoge.sdamgia.ru/
19
Предложения со словами, грамматически не
связанными с членами предложения. Вводные
слова и обращения, знаки препинания при них.
Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
1
Работа с тестами и
КИМ
http://gia.edu.ru/
1
21
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Виды подчинительной связи.
1
22
Практическое занятие. Выполнение заданий 2-8 в
формате ОГЭ.
1
23
Сочинение 9.1-9.3 Структура сочинения.
Критерии оценивания.
1
Работа с КИМ и
тематическими
тестами
Работа с КИМ и
тематическими
тестами
Индивидуальная
работа с
практическим
заданием
Работа с текстом в
группе и парах
24
Учимся формулировать тезис
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
25
Учимся аргументировать.
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
26
Учимся писать вывод сочинения
1
Работа с текстом в
группе и парах
https://rusoge.sdamgia.ru/
27
Использование «шаблонов» в сочинении
1
http://gia.edu.ru/
28
Практическое занятие. Написание сочинения 9.1
1
29
Практическое занятие. Написание сочинения 9.2
1
Работа в группе и
парах
Индивидуальная
работа по созданию
собственного текста
Индивидуальная
20
https://skysmart.ru/
http://gia.edu.ru/
http://gia.edu.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
https://skysmart.ru/
https://skysmart.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
http://www.fipi.ru/
http://gia.edu.ru/
http://www.gramota.ru/
https://4oge.ru/
https://4oge.ru/
30
Практическое занятие. Написание сочинения 9.3
1
31
Анализ сочинений. Работа над ошибками.
1
32
Итоговая диагностика. Выполнение вариантов
заданий в формате ОГЭ.
1
33
Итоговая диагностика. Выполнение вариантов
заданий в формате ОГЭ.
1
работа по созданию
собственного текста
Индивидуальная
работа по созданию
собственного текста
Работа с
сочинениями
обучающихся
Индивидуальная
работа с КИМ ОГЭ
Индивидуальная
работа с КИМ ОГЭ
https://4oge.ru/
http://www.fipi.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/
https://rusoge.sdamgia.ru/