МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «По дороге к знаниям»
для обучающихся 1-4 классов
Екатеринбург 2024
1
Пояснительная записка
Согласно ФОП, программа «По дороге к знаниям» создана при
организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с
ограниченными возможностями здоровья, слабоуспевающих и детей с
повышенной мотивацией к обучению. Она направлена на формирование
мотивации учебной деятельности младших школьников, развитие способностей
детей к самоконтролю и планированию своей деятельности, помощь
обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы,
часто болеющим, осуществление индивидуального подхода ко всем категориям
детей.
Программа «По дороге к знаниям» должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей слабоуспевающих
детей и детей с повышенной мотивацией к обучению и осуществление
индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи таким
детям;
- возможность освоения детьми образовательной программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
2
Цель: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной
сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоциональноличностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Рабочая программа «По дороге к знаниям» рассчитана на четыре года
обучения: в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме
33 часа в год, во 2-4 классах – в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время
в объеме 34 часа в год.
Результаты изучения курса
I. Личностные:
- сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация
на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
II. Метапредметные:
Регулятивные умения:
- овладение всеми типами учебных действий, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы и их выполнение.
Познавательные учебные умения:
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Коммуникативные учебные умения:
- приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
3
III. Предметные умения (на конец освоения курса):
Планируемые результаты работы со слабоуспевающими детьми:
•
умение принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и
действовать со-гласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;
•
умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь
учителя, тем выше самостоятельность учеников, и, следовательно, выше
коррекционный эффект занятий);
•
изменение поведения на занятиях: живость, активность,
заинтересованность школьников;
•
повышение успеваемости по разным школьным предметам
(возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности и мелкой моторики рук) как положительный
результат эффективности коррекционных занятий.
Планируемые результаты работы с детьми повышенной мотивации к
обучению:
•
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах,
положительная динамика продвижения учащихся;
• использование системы диагностик для выявления детей с повышенной
мотивацией к обучению;
• разработка и реализация плана работы с детьми повышенной
мотивацией к обучению, создание системы взаимодействия с основной школой,
родителями учащихся;
•
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
IV. Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов — формирование положительной
мотивации к учению;
Второй уровень результатов - формирование адекватной самооценки;
Третий уровень результатов — объективное отношение ребёнка к себе и
своим качествам (рефлексия).
Формы достижения результатов: математические викторины,
разгадывание математических ребусов, развивающие игры, логические задачи,
задания на развитие критического мышления, математические тренажеры,
олимпиады разных уровней.
Формы контроля: диагностические работы, проверочные работы,
интеллектуальные марафоны.
Содержание курса внеурочной деятельности
Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми и детьми с
повышенной мотивацией проводятся по мере выявления педагогом и
психологом индивидуальных пробелов в развитии и обучении. Помощь
4
оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Периодически индивидуальные занятия проводятся для обучающихся, неусвоившие материал на уроке для восполнения учебных дефицитов.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционноразвивающего обучения:
- принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития);
- профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии);
- развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора
на зону ближайшего развития) задач.
Учитель строит свою деятельность с неуспевающими учащимся
следующим образом:
- контролирует усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализирует и систематизирует ошибки,
допускаемые ученика в устных ответах, письменных работах, выявляет
типичные, концентрирует внимание на их устранение. По окончанию темы или
раздела обобщает итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и
навыков школьником, выявляет причины отставания.
- проверяет в ходе урока степень понимания учащимися основных
элементов излагаемого материала. Стимулирует вопросы со стороны ученика
при затруднениях в усвоении учебного материала. Применяет средства
поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивает разнообразие методов
обучения, позволяющих всем учеником активно усваивать материал
- подбирает для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь
меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь
большего эффекта. Включает в содержание самостоятельной работы на
упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных
работах. Инструктирует о порядке выполнения работы. Стимулирует
постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
Учит умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и
осуществлять контроль.
Учитель строит свою деятельность с одаренными детьми следующим
образом:
- продолжает внедрение проблемно-исследовательских, проектных
методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и
исследовательское мышление.
- создает и пополняет базы данных одаренных детей школы.
- проводит семинары-практикумы с учителями по вопросам выявления
одаренных детей.
- организует психолого-педагогическое просвещение родителей
талантливых и одарённых школьников.
- совершенствует работу научного общества учащихся
5
- организует участие школьников в районных олимпиадах, конкурсах,
смотрах.
- проводит интеллектуальные и творческие конкурсы среди одаренных
школьников
6
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Адаптационный период. Знакомство со школой. Экскурсия
по школе.
Знакомство со школьным логопедом.
Знакомство со школьным психологом.
Предложение. Слово. Определение на слух количества слов в
предложении.
Повторение и закрепление изученных чисел. Устная нумерация чисел в пределах 10. Состав
изученных чисел.
Слово. Звук. Звуки гласные и
согласные. Дифференциация
гласных и согласных звуков.
Составление и решение задач.
Подбор слов к звуковым схемам.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Составление распространенных
предложений из 4-5 слов.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Соотнесение слов со звуковыми
схемами. Согласные твердые и
мягкие. Составление звуковых
схем.
Составление и решение задач.
Определение места звука в
слове. Составление звуковых
схем.
Решение задач изученных типов.
Составление словосочетаний
типа: сущ.+прил.
Закрепление. Геометрические
фигуры.
Общее
количество часов 1
Теоретические занятия
Практические
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
Примечание
Образование сравнительной
степени прилагательных.
Решение примеров и задач.
Глагол. Образование глаголов.
Отработка арифметического
навыка.
Деление слов на слоги.
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20.
Подбор однокоренных слов.
Закрепление навыка счета в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Итоговое занятие. Закрепление
изученного.
Итоговое занятие. Закрепление
изученного.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 ч.
-
33 ч. (100%)
Тематическое планирование 2 класс
№
Тема
п/п
Общее
Теорети-
Практические
количе-
ческие за-
занятия
ство ча-
нятия
сов
1-2
Русский язык. Звуки и буквы
Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие,
звонкие и глухие
2
2
3-4
Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20
2
2
8
Примечание
5-6
Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса
2
2
слов
7-8
Математика. Решение задач
2
2
9-10
Русский язык. Изменение
формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку
2
2
1112
Математика. Сложение и вычитание столбиком
2
2
1314
Русский язык. Безударная гласная в корне слова
2
2
1516
Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел
2
2
1718
Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова
2
2
1920
Математика. Решение задач
2
2
2122
Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова. Письмо под диктовку
2
2
2324
Математика. Умножение и деление на 2,3
2
2
2526
Русский язык. Учимся писать
буквы согласных в корне слова
2
2
2728
Математика. Решение задач
2
2
2930
Русский язык. Непроизносимые
согласные в корне слова
2
2
9
3132
Математика. Умножение и деление на 3 и 4
2
2
3334
Русский язык. Разделительный
твердый и мягкий знаки.
2
2
Всего:
34 ч.
-
34 ч.(100%)
Тематическое планирование 3 класс
№
Тема занятия
п/п
Общее
количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Русский язык. Фонетический разбор слов.
1ч
1
2
Числа от 1 до 100 (умножение и деление).
1ч
1
3
Русский язык. Разбор слов по составу.
1ч
1
4
Математика. Порядок выполнения
действий.
1ч
1
5
Русский язык. Правописание безударных гласных, непроизносимых
и парных согласных.
1ч
1
6
Математика. Площадь. Единицы
площади.
1ч
1
7
Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.
1ч
1
8
Математика. Решение задач, связанных с вычислением массы.
1ч
1
9
Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.
1ч
1
10
Математика. Окружность. Круг.
1ч
1
11
Русский язык. Однородные члены
предложения.
1ч
1
10
Примечание
12
Математика. Решение задач на сложение и вычитание.
1ч
1
13
Русский язык. Имя существительное.
1ч
1
14
Математика. Решение задач
1ч
1
15
Русский язык. Род, число и падеж
существительных.
1ч
1
16
Математика. Выражения без скобок.
1ч
1
17
Русский язык. Правописание безударных окончаний существительных.
1ч
1
18
Математика. Сложение и вычитание многозначных чисел.
1ч
1
19
Русский язык. Имя прилагательное.
1ч
1
20
Математика. Умножение на однозначное число.
1ч
1
21
Русский язык. Склонение прилагательных.
1ч
1
22
Математика. Приемы умножения и
деления.
1ч
1
23
Русский язык. Местоимение
1ч
1
24
Математика. Умножение и деление
(приёмы устных вычислений).
1ч
1
25
Русский язык. Глагол.
1ч
1
26
Математика. Умножение на однозначное число.
1ч
1
27
Русский язык. Изменение глаголов
по временам.
1ч
1
28
Математика. Деление на однозначное число.
1ч
1
29
Русский язык. Формы слова.
1ч
1
30
Математика Умножение и деление
на однозначное число.
1ч
1
11
31
Русский язык. Повторяем фонетику и состав слова.
1ч
1
32
Математика. Умножение и деление
на однозначное число.
1ч
1
33
Русский язык. Правописание частей слова.
1ч
1
34
Чему я научился за этот год.
1ч
1
34 ч.
34 ч.
(100%)
Всего:
Тематическое планирование 4 класс
№ Тема занятия
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
Русский язык. Текст, предложение,
словосочетание.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 1000
Русский язык. Состав слова.
Математика. Решение задач.
Русский язык. Имя существитель-10
ное. Склонение имён существительных.
Математика. Умножение и деление
в пределах 1000.
Русский язык. Склонение имён существительных.
Математика. Нахождение периметра и площади фигур.
Русский язык. Имя прилагательное.
Изменение прилагательных по падежам.
Математика. Решение уравнений.
Общее
количество часов 2
Теоретические занятия
Практиче- Примечание
ские занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Русский язык. Местоимение. Наречие.
Математика. Решение примеров на
порядок выполнения действий.
Русский язык. Глагол. Время глагола.
2
2
2
2
2
12
2728
2930
3132
3334
Математика. Решение задач на движение.
Русский язык. Спряжение глагола.
Глаголы исключения.
Математика. Решение примеров и
задач. Закрепление.
Русский язык. Морфологический
разбор частей речи.
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
34 ч.
13
-
34 ч.
(100%)