ВД По дорогам к знаниям 1-4 классы 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «По дороге к знаниям»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2024

1

Пояснительная записка
Согласно ФОП, программа «По дороге к знаниям» создана при
организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с
ограниченными возможностями здоровья, слабоуспевающих и детей с
повышенной мотивацией к обучению. Она направлена на формирование
мотивации учебной деятельности младших школьников, развитие способностей
детей к самоконтролю и планированию своей деятельности, помощь
обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы,
часто болеющим, осуществление индивидуального подхода ко всем категориям
детей.
Программа «По дороге к знаниям» должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей слабоуспевающих
детей и детей с повышенной мотивацией к обучению и осуществление
индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи таким
детям;
- возможность освоения детьми образовательной программы и их
интеграции в образовательном учреждении.

2

Цель: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной
сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоциональноличностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Рабочая программа «По дороге к знаниям» рассчитана на четыре года
обучения: в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме
33 часа в год, во 2-4 классах – в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время
в объеме 34 часа в год.
Результаты изучения курса
I. Личностные:
- сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация
на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
II. Метапредметные:
Регулятивные умения:
- овладение всеми типами учебных действий, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы и их выполнение.
Познавательные учебные умения:
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Коммуникативные учебные умения:
- приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.

3

III. Предметные умения (на конец освоения курса):
Планируемые результаты работы со слабоуспевающими детьми:
•
умение принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и
действовать со-гласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;
•
умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь
учителя, тем выше самостоятельность учеников, и, следовательно, выше
коррекционный эффект занятий);
•
изменение поведения на занятиях: живость, активность,
заинтересованность школьников;
•
повышение успеваемости по разным школьным предметам
(возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности и мелкой моторики рук) как положительный
результат эффективности коррекционных занятий.
Планируемые результаты работы с детьми повышенной мотивации к
обучению:
•
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах,
положительная динамика продвижения учащихся;
• использование системы диагностик для выявления детей с повышенной
мотивацией к обучению;
• разработка и реализация плана работы с детьми повышенной
мотивацией к обучению, создание системы взаимодействия с основной школой,
родителями учащихся;
•
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
IV. Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов — формирование положительной
мотивации к учению;
Второй уровень результатов - формирование адекватной самооценки;
Третий уровень результатов — объективное отношение ребёнка к себе и
своим качествам (рефлексия).
Формы достижения результатов: математические викторины,
разгадывание математических ребусов, развивающие игры, логические задачи,
задания на развитие критического мышления, математические тренажеры,
олимпиады разных уровней.
Формы контроля: диагностические работы, проверочные работы,
интеллектуальные марафоны.
Содержание курса внеурочной деятельности
Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми и детьми с
повышенной мотивацией проводятся по мере выявления педагогом и
психологом индивидуальных пробелов в развитии и обучении. Помощь
4

оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Периодически индивидуальные занятия проводятся для обучающихся, неусвоившие материал на уроке для восполнения учебных дефицитов.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционноразвивающего обучения:
- принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития);
- профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии);
- развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора
на зону ближайшего развития) задач.
Учитель строит свою деятельность с неуспевающими учащимся
следующим образом:
- контролирует усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализирует и систематизирует ошибки,
допускаемые ученика в устных ответах, письменных работах, выявляет
типичные, концентрирует внимание на их устранение. По окончанию темы или
раздела обобщает итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и
навыков школьником, выявляет причины отставания.
- проверяет в ходе урока степень понимания учащимися основных
элементов излагаемого материала. Стимулирует вопросы со стороны ученика
при затруднениях в усвоении учебного материала. Применяет средства
поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивает разнообразие методов
обучения, позволяющих всем учеником активно усваивать материал
- подбирает для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь
меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь
большего эффекта. Включает в содержание самостоятельной работы на
упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных
работах. Инструктирует о порядке выполнения работы. Стимулирует
постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
Учит умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и
осуществлять контроль.
Учитель строит свою деятельность с одаренными детьми следующим
образом:
- продолжает внедрение проблемно-исследовательских, проектных
методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и
исследовательское мышление.
- создает и пополняет базы данных одаренных детей школы.
- проводит семинары-практикумы с учителями по вопросам выявления
одаренных детей.
- организует психолого-педагогическое просвещение родителей
талантливых и одарённых школьников.
- совершенствует работу научного общества учащихся
5

- организует участие школьников в районных олимпиадах, конкурсах,
смотрах.
- проводит интеллектуальные и творческие конкурсы среди одаренных
школьников

6

Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

1

2
3
4

5

6

7
8
9

10
11

12

13
14

15
16
17

Тема

Адаптационный период. Знакомство со школой. Экскурсия
по школе.
Знакомство со школьным логопедом.
Знакомство со школьным психологом.
Предложение. Слово. Определение на слух количества слов в
предложении.
Повторение и закрепление изученных чисел. Устная нумерация чисел в пределах 10. Состав
изученных чисел.
Слово. Звук. Звуки гласные и
согласные. Дифференциация
гласных и согласных звуков.
Составление и решение задач.
Подбор слов к звуковым схемам.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Составление распространенных
предложений из 4-5 слов.
Отработка арифметического
навыка в пределах изученных
чисел. Состав изученных чисел.
Соотнесение слов со звуковыми
схемами. Согласные твердые и
мягкие. Составление звуковых
схем.
Составление и решение задач.
Определение места звука в
слове. Составление звуковых
схем.
Решение задач изученных типов.
Составление словосочетаний
типа: сущ.+прил.
Закрепление. Геометрические
фигуры.

Общее
количество часов 1

Теоретические занятия

Практические
занятия

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

7

Примечание

Образование сравнительной
степени прилагательных.
Решение примеров и задач.
Глагол. Образование глаголов.
Отработка арифметического
навыка.
Деление слов на слоги.
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20.
Подбор однокоренных слов.
Закрепление навыка счета в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Закрепление знаний норм орфографии.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.
Итоговое занятие. Закрепление
изученного.
Итоговое занятие. Закрепление
изученного.

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Всего:

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

33 ч.

-

33 ч. (100%)

Тематическое планирование 2 класс
№

Тема

п/п

Общее

Теорети-

Практические

количе-

ческие за-

занятия

ство ча-

нятия

сов

1-2

Русский язык. Звуки и буквы
Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие,
звонкие и глухие

2

2

3-4

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20

2

2

8

Примечание

5-6

Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса

2

2

слов
7-8

Математика. Решение задач

2

2

9-10

Русский язык. Изменение
формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку

2

2

1112

Математика. Сложение и вычитание столбиком

2

2

1314

Русский язык. Безударная гласная в корне слова

2

2

1516

Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел

2

2

1718

Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова

2

2

1920

Математика. Решение задач

2

2

2122

Русский язык. Учимся писать
безударную гласную в корне
слова. Письмо под диктовку

2

2

2324

Математика. Умножение и деление на 2,3

2

2

2526

Русский язык. Учимся писать
буквы согласных в корне слова

2

2

2728

Математика. Решение задач

2

2

2930

Русский язык. Непроизносимые
согласные в корне слова

2

2

9

3132

Математика. Умножение и деление на 3 и 4

2

2

3334

Русский язык. Разделительный
твердый и мягкий знаки.

2

2

Всего:

34 ч.

-

34 ч.(100%)

Тематическое планирование 3 класс

№

Тема занятия

п/п

Общее
количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Русский язык. Фонетический разбор слов.

1ч

1

2

Числа от 1 до 100 (умножение и деление).

1ч

1

3

Русский язык. Разбор слов по составу.

1ч

1

4

Математика. Порядок выполнения
действий.

1ч

1

5

Русский язык. Правописание безударных гласных, непроизносимых
и парных согласных.

1ч

1

6

Математика. Площадь. Единицы
площади.

1ч

1

7

Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.

1ч

1

8

Математика. Решение задач, связанных с вычислением массы.

1ч

1

9

Русский язык. Главные и второстепенные члены предложения.

1ч

1

10

Математика. Окружность. Круг.

1ч

1

11

Русский язык. Однородные члены
предложения.

1ч

1

10

Примечание

12

Математика. Решение задач на сложение и вычитание.

1ч

1

13

Русский язык. Имя существительное.

1ч

1

14

Математика. Решение задач

1ч

1

15

Русский язык. Род, число и падеж
существительных.

1ч

1

16

Математика. Выражения без скобок.

1ч

1

17

Русский язык. Правописание безударных окончаний существительных.

1ч

1

18

Математика. Сложение и вычитание многозначных чисел.

1ч

1

19

Русский язык. Имя прилагательное.

1ч

1

20

Математика. Умножение на однозначное число.

1ч

1

21

Русский язык. Склонение прилагательных.

1ч

1

22

Математика. Приемы умножения и
деления.

1ч

1

23

Русский язык. Местоимение

1ч

1

24

Математика. Умножение и деление
(приёмы устных вычислений).

1ч

1

25

Русский язык. Глагол.

1ч

1

26

Математика. Умножение на однозначное число.

1ч

1

27

Русский язык. Изменение глаголов
по временам.

1ч

1

28

Математика. Деление на однозначное число.

1ч

1

29

Русский язык. Формы слова.

1ч

1

30

Математика Умножение и деление
на однозначное число.

1ч

1

11

31

Русский язык. Повторяем фонетику и состав слова.

1ч

1

32

Математика. Умножение и деление
на однозначное число.

1ч

1

33

Русский язык. Правописание частей слова.

1ч

1

34

Чему я научился за этот год.

1ч

1

34 ч.

34 ч.
(100%)

Всего:

Тематическое планирование 4 класс
№ Тема занятия
п/п

1-2
3-4
5-6
7-8
9-

1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526

Русский язык. Текст, предложение,
словосочетание.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 1000
Русский язык. Состав слова.
Математика. Решение задач.
Русский язык. Имя существитель-10
ное. Склонение имён существительных.
Математика. Умножение и деление
в пределах 1000.
Русский язык. Склонение имён существительных.
Математика. Нахождение периметра и площади фигур.
Русский язык. Имя прилагательное.
Изменение прилагательных по падежам.
Математика. Решение уравнений.

Общее
количество часов 2

Теоретические занятия

Практиче- Примечание
ские занятия
2

2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Русский язык. Местоимение. Наречие.
Математика. Решение примеров на
порядок выполнения действий.
Русский язык. Глагол. Время глагола.

2
2
2
2
2

12

2728
2930
3132
3334

Математика. Решение задач на движение.
Русский язык. Спряжение глагола.
Глаголы исключения.
Математика. Решение примеров и
задач. Закрепление.
Русский язык. Морфологический
разбор частей речи.
Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

34 ч.

13

-

34 ч.
(100%)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».