ВД Я-исследователь 1-4 классы 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я-исследователь» для обучающихся 1 - 4 классов составлена
на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта. и авторской
программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» А. И. Савенкова.
Программа внеурочного курса «Я – исследователь» предназначена для учащихся 1-4
классов,
направлена на освоение младшими школьниками элементарных умений
проектной деятельности, осознание культуры исследовательского труда, развитие готовности к
творческому поиску.
Общее число часов – 135 часов: 1 класс- 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа (1 час в
неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).

Содержание учебного курса
1 КЛАСС
Что такое проекты. Что такое проблема. Как мы познаём мир. Школа почемучек.
Удивительный вопрос. Источники информации. Любимое число. Игры с числами. Работа с
элементами проекта. Работа с элементами проекта «Растения». Исследование особенностей
дикорастущих и культурных растений. Исследовательская работа - поиск информации в
Интернете, справочниках, книгах. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
2 КЛАСС
Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема,
предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы.
Организация исследования (практическое занятие). Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем. Коллекционирование. Экспресс - исследование
«Какие коллекции собирают люди». Сообщение о своих коллекциях. Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Сбор материала для исследования.
Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. Индивидуальные
консультации. Подведение итогов работы.
3 КЛАСС
Исследования, проектные работы и наша жизнь. Как выбрать тему работы с элементами
проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу?
(группы по интересам) Какими могут быть работы с элементами проекта? Формулирование
цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство с методами и
предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию,
социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы.
Исследование объектов. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать
сообщение о результатах исследования. Оформление работы. Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований. Анализ
исследовательской деятельности.
4 КЛАСС
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме

исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение
наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление
и логика. Обработка и анализ всех полученных данных. Что такое парадоксы. Работа в
компьютерном классе. Оформление презентации. Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на
школьном этапе защиты проектов. Анализ исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса «Юный исследователь» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате
изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей
Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессия.
6) экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Юный исследователь» у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять

недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; с помощью учителя
формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько
вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть -целое,
причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили на основании
предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и
создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить публичные выступления; подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать действия
по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий.
Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты по учебному курсу «Юный исследователь» ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях. К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты: проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение
имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из
одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и
приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность,
приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства
и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали
формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от
педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше
доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами
дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том,
как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку,
без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Тематическое содержание
учебного курса «Я – исследователь»
1 класс
Тренинг развития исследовательских способностей – 17 часов (в течение 1, 2, 3 четвертей
учебного года еженедельно. В первой четверти дети знакомятся с элементами исследовательской
деятельности через наблюдения во время экскурсий, походов, прогулок, при проведении
тематических игр).

Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они
понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек
использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч,
комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков
наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на
проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с
доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она
отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения практическая работа.
Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать
определения понятиям»
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на
классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск
ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения
понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания.
Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как
правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической
структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 7 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания
по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
Тема 8 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое
справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
Тема 9 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и
доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных
явлений».

Тема 10 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных
экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.
Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники
и др.).
Тема 11 «Как планировать исследования и проекты»
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и
представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать
сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика (в течение учебного года) – 10 часов. Занятия
проводятся, начиная со второй четверти учебного года.
Тема 1 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических
рекомендациях к программе.
Тема 2 «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы
по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное миниисследование. По
итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
Тема 3 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»
С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема 4 «Экскурсия-исследование»
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в
зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и
предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.
Тема 5 «Мини-конференция по итогам экскурсии».
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю.
Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема 6 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях.
Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
Тема 7 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе
тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у
каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
Тема 8 «Сообщения о собранных коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение
собственного исследовательского задания на летние каникулы.
Мониторинг исследовательской деятельности (в течение учебного года по мере подготовки
исследований) - 6 часов.
Тема 1 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в
результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные

мнения об услышанном.
Тема 2 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по
методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы
и высказывают свое мнение об услышанном.
Тема 3 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
первых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех проектных работ об итогах проведенных
исследований, а также вопросы авторам.
2 класс
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На
домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея
разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых
на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть)
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях.
Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны.
Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и
открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных
открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях,
сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для
наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на
анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как
определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем
и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные

эксперименты».
Второй цикл (третья четверть)
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ,
синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или
опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как
узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по
оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические
задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня
сформированнос- ти и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование
аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические
задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по
заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как
отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и
т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия
проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут
затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная
работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических
рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно
изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается

выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование
необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят
склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их
завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят,
на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет
собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и
выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков,
чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
3 класс
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й
четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны
составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию
умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно,
спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с
помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом
наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы
и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных
экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция
помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания
на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке
собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию
текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений
задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста
доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем,
графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на индивидуальную работу. Занятия
проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводится
примерно 21 час.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора
темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила
выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно
изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических
рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование
необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят
склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их
завершения.
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на

индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет
собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и
выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков,
чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
4 класс
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические
задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования
(подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и
др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что
такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий.
Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные
гипотезы».
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные
прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие
по проверке собственных гипотез.
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое
занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по
развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на
выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное
мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».
Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на
основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание
«Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа
«Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ.
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.
Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков,
чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную
работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия
проводятся в течение учебного года.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора
темы собственного исследования.
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование
необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят
склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их
завершения.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем - 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на
защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок
(микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников
основной школы»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков,
чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 2 «Подготовка собственных работ учащихся к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков,
чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы автора.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КЛАСС
№

Тема занятия

Содержание курса

1.

Как работать с книгой?

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются
научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С
чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа
по структурированию текстов.

2.

Учимся
выбирать Экскурсия в библиотеку. Как выбирать литературу на тему.
дополнительную
литературу
(экскурсия в библиотеку)

3.

4.

Учимся
выбирать Экскурсия в библиотеку. Как выбирать литературу на тему.
дополнительную
литературу
(экскурсия в библиотеку)
Библиотечное
занятие Экскурсия в библиотеку. Как выбирать литературу на тему.
«Знакомство
с
информационными
справочниками»

5.

Библиотечное
занятие Экскурсия в библиотеку. Как выбирать литературу на тему.
«Знакомство
с
информационными
справочниками»

6.

Библиотечное
«Каталог»

Определение
основных
деятельности обучающихся

видов

Выбирать нужную литературу.

Пользоваться каталогом библиотеки.

Пользоваться
справочниками.

информационными

Коллективно обсуждать вопросы о
наиболее заинтересовавших детей
исследованиях
и
открытиях,
о
возможностях
применения
их
результатов.

занятие Экскурсия в библиотеку. Как выбирать литературу на тему.
Беседовать

о

самых

интересных

7.

Что такое исследование? Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских научных открытиях, использующихся в
Методы исследования.
представлений о том, что они понимают под словом нашей жизни.
«исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где
человек использует свою способность исследовать окружающий
мир:
Тренировать использование методов
Как и где человек проводит исследования в быту?
исследования
в
ходе
изучения
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это
доступных объектов (вода, свет,
делать?
комнатные растения, животные, люди
Что такое научные исследования?
и т.п.).
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя.
с
приборами,
Знакомство с основными доступными методами исследования Познакомиться
созданными
для
наблюдения
(подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения (телескопы, микроскопы и др.).
доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения,
животные из «живого уголка» и т.п.).

8.

Наблюдение
наблюдательность.
такое эксперимент?

9.

Учимся
гипотезы.
Учимся провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?
высказывать суждения.
Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и Определять понятия.
ошибочные суждения - практическая работа.

Развивать наблюдательность.
и Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение
Что преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на
проверку и тренировку наблюдательности.
Анализировать и синтезировать.
Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет,
бумага и др.).
Практически использовать приемы,
вырабатывать Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое сходные с определением понятий.

10.

11.

Как
правильно
классифицировать.
Что
такое определения?
Как давать определения
понятиям.

Что такое классификация и что значит «классифицировать»?
Практические задания на классифицирование предметов по
разным основаниям. Неправильные классификации - поиск Коллективно обсуждать «Нужен ли
исследователю план работы».
ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.
Загадки как определения понятий. Практические задания с
использованием приемов, сходных с определением понятий.
Планировать и проводить собственные
наблюдения.
Учимся
делать Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно
умозаключения и выводы. делать умозаключения - практические задания.

12.

Как задавать вопросы? Какими бывают вопросы? Какие слова используются при Выполнять задания по темам: как
Учимся выделять главное формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? давать
определения
понятиям,
и второстепенное.
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
проводить
анализ,
синтезировать,
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - обобщать, классифицировать, делать
выявление логической структуры текста. Практические задания умозаключения.
типа «Что сначала, что потом».

13.

Как делать схемы?

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула
и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Обсуждать
гипотезы».
Практическое задание «Пиктограммы».

14.

Что такое парадоксы?

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с
самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая Тренировать умения задавать вопросы.
работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

15.

Мысленные эксперименты Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по
и
эксперименты
на проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Выявлять
моделях.
Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. текста.
Практическое задание по экспериментированию с моделями
(игрушки как модели людей, техники и др.).

тему

«Как

логическую

рождаются

структуру

16.

Как
планировать Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание
исследования и проекты. по проектированию и представлению итогов. Практическое
задание по составлению планов проведения исследовательской Создавать аналогии.
работы и разработки проекта.

17.

Как сделать сообщение о Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Развитию
умения
высказывать
результатах исследования. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические суждения и делать умозаключения.
задания на сравнения и метафоры.

18.

Тренировочное занятие по Игра-исследование «Магазин игрушек».
методике
проведения
самостоятельных
исследований.

Коллективно обсуждать задачи выбора
темы собственного исследования.

19.

Тренировочное занятие по Игра-исследование «Животные заблудились».
методике
проведения
самостоятельных
исследований.

Подготовить
защите.

20.

Экспресс-исследование.

21.

22.

работу к публичной

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или Вступать в учебный диалог.
экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая
группа получает задание провести собственное миниисследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в
Различать способы и средства познания
этот же день) проводится мини-конференция.
окружающего мира.
Мини-конференция
по С краткими сообщениями выступают только желающие.
итогам
экспрессисследования.
Оценивать результаты своей работы.
Экспресс-исследование
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые
«Какие
коллекции они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно
собирают
люди». подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет

Коллекционирование.

23.

24.

возможность сообщить о своих результатах.
Понимать
учебную
задачу
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает стремиться её выполнить.
материал.

и

Сообщения о собранных Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие
коллекциях
коллекции
ими
собраны.
Уточнение
собственного Выполнять задания на практике «Что
сначала, что потом», «Составление
исследовательского задания на летние каникулы.
рассказов по заданному алгоритму».
Сообщения о собранных Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие
коллекциях
коллекции
ими
собраны.
Уточнение
собственного
исследовательского задания на летние каникулы.
Делать выводы.

25.

Мини-конференция
по Дети выступают с короткими сообщениями по итогам
итогам
экспресс- собственных изысканий, сделанных в результате экспрессисследований.
исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают Актуализировать имеющиеся знания.
собственные мнения об услышанном.

26.

Мини-конференция
по Дети выступают с короткими сообщениями по итогам
итогам
экспресс- собственных изысканий, сделанных в результате экспресс- Сравнивать, различать.
исследований.
исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают
собственные мнения об услышанном.
Работать в паре, группе.
Мини-конференция
по Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных
итогам
собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают
исследований.
своё мнение об услышанном.
Учитывать
выделенные
учителем
Мини-конференция
по Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ориентиры действия в новом учебном
в
сотрудничестве
с
итогам
собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают материале
учителем.
исследований.
своё мнение об услышанном.

27.

28.

29.

Экскурсия-исследование.

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии.
Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и
условий. Класс также целесообразно поделить на группы и Осуществлять

поиск

необходимой

предложить самостоятельно
провести его.
30.

Мини-конференция
итогам экскурсии.

31.

Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
учащихся
вторыхчетвертых классов

32.

33.

по

выбрать

тему

исследования

и информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы.
Конференция по итогам исследования, выполненного на
экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время
на сообщение и ответы на вопросы.
Договариваться и приходить к общему
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах решению в совместной деятельности, в
проведенных исследований, о выполненных проектах, а также том числе в ситуации столкновения
интересов.
вопросы авторам.

Формулировать собственное мнение и
Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
позицию.
исследовательских работ и проведенных исследований, о выполненных проектах, а также
творческих
проектов вопросы авторам.
учащихся
вторыхУчиться выполнять различные роли в
четвертых классов
группе (лидера, исполнителя, критика).
Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
участие
в
играхисследовательских работ и проведенных исследований, о выполненных проектах, а также Принимать
исследованиях.
творческих
проектов вопросы авторам.
учащихся
вторыхчетвертых классов

ТЕМАТИЧСЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС
№

Тема занятия

1.

Научные исследования и Уточнение и корректировка детских представлений об
наша жизнь.
исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение
вопроса о том, какие науки и какие области исследований им
известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее
заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о
возможностях применения их результатов. Беседа о самых
интересных научных открытиях, использующихся в нашей
Коллективно обсуждать вопросы о
жизни.
наиболее
заинтересовавших
детей
Методы исследования.
Совершенствование владения основными доступными нам исследованиях
и
открытиях,
о
методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у возможностях
применения
их
другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). результатов.
Практические задания - тренировка в использовании методов
исследования в ходе изучения доступных объектов (вода,
свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Беседовать о самых интересных научных
Наблюдение
и Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. открытиях, использующихся в нашей
наблюдательность.
Информация об открытиях, сделанных преимущественно на жизни.
основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными
для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические
задания на развитие наблюдательности.
Тренировать
использование
методов
исследования в ходе изучения доступных
Эксперимент – познание в Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с объектов (вода, свет, комнатные растения,
действии.
помощью экспериментов. Планирование и проведение животные, люди и т.п.).
экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

2.

3.

4.

5.

Гипотезы

Содержание

и Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они

Определение
основных
деятельности обучающихся

видов

провокационные идеи.

похожи и чем отличаются. Практические задания на
продуцирование гипотез и провокационных идей.

Познакомиться с приборами, созданными
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое для наблюдения (телескопы, микроскопы
синтез. Практические задания на анализ и синтез. и др.).
Практические задания «Как делать обобщения».

6.

Анализ и синтез.

7.

Как давать определения Практическое
использование
приемов,
сходных
с
понятиям.
определением понятий. Загадки как определения понятий. Развивать наблюдательность.
Составление кроссвордов.

8.

Планирование
и Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план Анализировать и синтезировать.
проведение наблюдений и работы». Практическая работа «Планируем и проводим
экспериментов.
собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем
и проводим собственные эксперименты».
Практически
использовать
приемы,
Как
выбрать
тему Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного сходные с определением понятий.
собственного
исследования. Индивидуальная работа с учащимися.
исследования.

9.

Наблюдение
экспериментирование.

11.

Основные
операции.

12.

Гипотезы и способы их Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают Делать выводы.
конструирования.
гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Коллективно обсуждать
Искусство
задавать Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как
вопросы.
правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью

13.

и Практические задания на развитие умений наблюдать и
экспериментировать.

Определять понятия.

10.

логические Практические задания по темам: как давать определения Составлять кроссворды.
понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать,
классифицировать, делать умозаключения.

«Нужен

ли

вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические исследователю план работы».
занятия по тренировке умений задавать вопросы.
14.

Учимся оценивать идеи, Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить
выделять
главное
и идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая Планировать и проводить собственные
второстепенное.
работа
«Выявление
логической
структуры
текста». наблюдения.
Практические задания типа «Что сначала, что потом».

15.

Ассоциации и аналогии.

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические
задания
на
выявление
уровня
сформированности и развитие ассоциативного мышления.
Коллективная беседа «Использование аналогий в науке»
(бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на
создание аналогий.

16.

Суждения,
умозаключения, выводы.

Знакомство с логикой и правилами делать суждения,
умозаключения и выводы. Практические задания по развитию Обсуждать
гипотезы».
умений высказывать суждения и делать умозаключения.

17.

Искусство
сообщения.

18.

Индивидуальная работа по Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я планированию
и исследователь». В ней последовательно изложено, какие
Создавать аналогии.
проведению
задачи он должен решать.
самостоятельных
исследований.

19.

Выполнять задания по темам: как давать
определения понятиям, проводить анализ,
синтезировать,
обобщать,
классифицировать,
делать
умозаключения.

тему

«Как

рождаются

делать Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практические задания «Что сначала, что потом», Тренировать умения задавать вопросы.
«Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Выявлять логическую структуру текста.

Индивидуальная работа по Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - Развитию умения высказывать суждения
планированию
и исследователь». В ней последовательно изложено, какие

20.

21.

22.

23.

проведению
самостоятельных
исследований.

задачи он должен решать.

и делать умозаключения.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

Выполнять задания на практике «Что
сначала, что потом», «Составление
рассказов по заданному алгоритму».

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

Подготовить работу к публичной защите.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Коллективно обсуждать задачи выбора
темы собственного исследования.

Вступать в учебный диалог.

Различать способы и средства познания
окружающего
мира.
Оценивать результаты своей работы.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Понимать учебную задачу и стремиться
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая её выполнить.
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

Актуализировать имеющиеся знания.
Как
подготовиться
к Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как
защите
собственной правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Сравнивать, различать.
работы.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать
идеи» и т.п.

24.

Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста
работ к защите.
доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Работать в паре, группе.
Подготовка к ответам на вопросы.

25.

Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста
работ к защите.
доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Учитывать
выделенные
учителем
Подготовка к ответам на вопросы.
ориентиры действия в новом учебном
Семинар.
Занятие, на котором желающие могут представить результаты материале в сотрудничестве с учителем.

26.

собственных изысканий и провести предварительную защиту
собственных работ.
Осуществлять
поиск
необходимой
Занятие, на котором желающие могут представить результаты информации для выполнения учебных
собственных изысканий и провести предварительную защиту заданий с использованием учебной
собственных работ.
литературы.

27.

Семинар.

28.

Собственная
защита Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных
Договариваться и приходить к общему
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
решению в совместной деятельности, в
Собственная
защита Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и том числе в ситуации столкновения
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных интересов.
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

29.

30.

Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
исследовательских работ и проведенных исследований и выполненных проектах, Формулировать собственное мнение и
позицию.
творческих проектов.
вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

31.

Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
исследовательских работ и проведенных исследований и выполненных проектах, Учиться выполнять различные роли в
творческих проектов.
вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
группе (лидера, исполнителя, критика).

32.

Коллективная

игра- Коллективная

игра-исследование.

Предлагается

выбрать

исследование.
33.

Коллективная
исследование.

34.

Подведение итогов.

любой сценарий.
игра- Коллективная игра-исследование.
любой сценарий.

Предлагается

выбрать Пользоваться каталогом библиотеки.

Подводятся итоги работы за год.

Пользоваться
справочниками.

информационными

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 КЛАСС
№

Тема занятия

1.

Наблюдение
экспериментирование.

2.

Методы исследования.

3.

Наблюдение
наблюдательность.

Содержание

Определение
основных
деятельности обучающихся

видов

и Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.
Практические задания по развитию умений наблюдать и
экспериментировать.
Совершенствование
владения
основными
методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого Развивать
умения
человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). экспериментировать.
Практические задания - использование методов исследования
в ходе изучения доступных объектов. Исследования с
помощью новейших информационных технологий.

наблюдать

и

и Коллективная беседа «Наиболее интересные научные
открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с Использовать методы исследования в
приборами, созданными для наблюдения (телескопы,

бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по ходе изучения доступных объектов.
развитию наблюдательности.
4.

5.

6.

Совершенствование
техники
экспериментирования.

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент».
Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в
нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение Работать с приборами, созданными для
экспериментов».
наблюдения
(телескопы,
бинокли,
Интуиция и создание Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных микроскопы и др.).
гипотез.
решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях.
Как
интуиция
помогает
вырабатывать
гипотезы.
Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей. Практическое занятие по созданию и
Практически
развивать
проверке собственных гипотез.
наблюдательность.
Правильное мышление и Практические задания на анализ и синтез. Практические
логика.
задания «Как делать обобщения». Классифицирование.
Определение понятий.

7.

Искусство
сообщения.

делать Как правильно спланировать сообщение о своем Анализировать
самые
интересные
исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как эксперименты, выполненные в группе.
подготовить текст выступления. Практические задания по
структурированию текстов.

8.

Искусство
задавать Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
вопросы и отвечать на Практические занятия по тренировке умений задавать
них.
вопросы. Практические задания по развитию умений слушать Проводить эксперименты.
вопрос и отвечать на него.

9.

Определение проблемы и Коллективное
обсуждение
проблематики
возможных
выбор темы собственного исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного
исследования.
исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

10.

Индивидуальная работа по Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - Продуцировать
гипотезы
планированию
и исследователь». В ней последовательно изложено, какие провокационные идеи.
проведению
задачи он должен решать.
самостоятельных
исследований.

11.

Индивидуальная работа по Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - Создавать
планированию
и исследователь». В ней последовательно изложено, какие гипотезы.
проведению
задачи он должен решать.
самостоятельных
исследований.

12.

Индивидуальная работа по Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я планированию
и исследователь». В ней последовательно изложено, какие Классифицировать.
проведению
задачи он должен решать.
самостоятельных
исследований.

13.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог Определять понятия.
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты Делать выводы.
собственных изысканий до момента их завершения.

14.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Выполнять задания по структурированию
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая текстов.
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты

и

проверять

и

собственные

собственных изысканий до момента их завершения.
15.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально. Развивать умение слушать вопрос и
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что отвечать на него.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

16.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог Структурировать
полученную
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися, информацию.
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Подготавливать текст доклада.

17.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая Разрабатывать и выполнять рисунки,
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты чертежи, схемы, графики, макеты, модели
и т.п.
собственных изысканий до момента их завершения.

18.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Подготовить работу к публичной защите.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты

собственных изысканий до момента их завершения.
19.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

20.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

21.

22.

Вступать в учебный диалог.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Различать способы и средства познания
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая окружающего мира.
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально. Оценивать результаты своей работы.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Понимать учебную задачу и стремиться
Индивидуальная
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог её выполнить.
консультационная работа проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
по
проведению работающими в микрогруппах или индивидуально.
самостоятельных
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
исследований.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты Актуализировать имеющиеся знания.
собственных изысканий до момента их завершения.
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Сравнивать, различать.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты

собственных изысканий до момента их завершения.
23.

24.

25.

26.

Семинар.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты Работать в паре, группе.
собственных изысканий и провести предварительную защиту
собственных работ.

выделенные
учителем
Семинар
«Как Занятие, на котором желающие могут представить результаты Учитывать
ориентиры
действия
в
новом
учебном
подготовиться к защите». собственных изысканий и провести предварительную защиту
собственных работ. Анализ полученных материалов. материале в сотрудничестве с учителем.
Определение
основных
понятий.
Структурирование
полученной информации. Подготовка текста доклада.
Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение
рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Осуществлять
поиск
необходимой
Семинар
«Как Занятие, на котором желающие могут представить результаты информации для выполнения учебных
подготовиться к защите». собственных изысканий и провести предварительную защиту заданий с использованием учебной
собственных работ. Анализ полученных материалов. литературы.
Определение
основных
понятий.
Структурирование
полученной информации. Подготовка текста доклада.
Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение
рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Договариваться и приходить к общему
Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста решению в совместной деятельности, в
работ учащихся к защите. доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. том числе в ситуации столкновения
Подготовка к ответам на вопросы.
интересов.

27.

Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста
работ учащихся к защите. доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.

28.

Коллективная
исследование.

игра- Коллективная игра-исследование.
любой сценарий.

Предлагается

выбрать Формулировать собственное мнение и

29.

Коллективная
исследование.

игра- Коллективная игра-исследование.
любой сценарий.

Предлагается

выбрать позицию.

30.

Коллективная
исследование.

игра- Коллективная игра-исследование.
любой сценарий.

Предлагается

выбрать

31.

Защита
собственных Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и Учиться выполнять различные роли в
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных группе (лидера, исполнителя, критика).
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, а также вопросы
авторам.

32.

Защита
собственных Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных Пользоваться каталогом библиотеки.
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, а также вопросы
авторам.

33.

Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
исследовательских работ и проведенных исследований и выполненных проектах, Пользоваться
творческих
проектов вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
справочниками.
учащихся.

34.

Участие
в
защитах Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах
исследовательских работ и проведенных исследований и выполненных проектах,
творческих
проектов вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
учащихся.

информационными

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 КЛАСС
№

Тема занятия

Содержание

Определение
основных
деятельности обучающихся

видов

1.

Культура мышления.

Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно
высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как
классифицировать».
Практические
задания
по
Анализировать и синтезировать.
структурированию текстов.

2.

Методы исследования.

3.

Научная теория.

Практические задания по совершенствованию владения
основными
методами
исследования
(подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать,
провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе
Практически выполнять задания «Как
изучения доступных объектов. Исследования с помощью
правильно высказывать суждения», «Как
новейших информационных технологий.
делать
обобщения»,
«Как
классифицировать».
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию».
Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими
бывают научные теории. Главные особенности описательных
теорий. Главные особенности объяснительных теорий.
Коллективная беседа «Известные, но недоказанные
гипотезы».

4.

Научное прогнозирование. Что такое научный прогноз и чем он отличается от Структурировать тексты.
предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы
прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных
сценариев и др.). Практические задания на продуцирование
гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по

проверке собственных гипотез.
5.

6.

Совершенствование
техники наблюдения
экспериментирования.

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения
и и эксперименты. Практическое занятие - проведение
Тренировать
использование
методов
наблюдений и экспериментов.
исследования в ходе изучения доступных
Искусство
задавать Практические занятия по тренировке умений задавать объектов.
вопросы и отвечать на вопросы. Практические задания по развитию умений слушать
них.
вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и
ответы».

7.

Ассоциации и аналогии.

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном
поиске». Практические задания на выявление уровня развития
логического
мышления.
Практические
задания
на Проводить исследования с помощью
ассоциативное мышление. Практические задания на создание новейших информационных технологий.
аналогий.

8.

Как правильно делать Коллективная беседа «Предположения и результаты
выводы из наблюдений и наблюдений и экспериментов». Практические задания по
экспериментов.
развитию умений высказывать суждения и делать
умозаключения на основе наблюдений.

9.

Умение
проблемы.

10.

Определение проблемы и Коллективное
обсуждение
проблематики
возможных
выбор темы собственного исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного
исследования.
исследования.

11.

Индивидуальная работа по Индивидуальная работа с учащимися.

Участвовать в коллективных беседах
выявлять Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть «Известные, но недоказанные гипотезы»,
проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на «Как правильно проводить наблюдения и
мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная эксперименты».
беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи
исследования.

планированию
проведению
самостоятельных
исследований.

и

12.

Индивидуальная работа по Индивидуальная работа с учащимися.
планированию
и
проведению
самостоятельных
исследований.

13.

Индивидуальная работа по Индивидуальная работа с учащимися.
планированию
и
проведению
самостоятельных
исследований.

14.

Индивидуальная работа по Индивидуальная работа с учащимися.
планированию
и
проведению
самостоятельных
исследований.

15.

16.

Индивидуальная работа по Индивидуальная работа с учащимися.
планированию
и
проведению
самостоятельных
исследований.
Индивидуальная
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
консультационная работа проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
по
проведению работающими в микрогруппах или индивидуально.

Проводить наблюдения и эксперименты.
Принимать участие в коллективной игре
«Вопросы и ответы».

Обсуждать тему «Ассоциации и аналогии
в научном поиске».

Выполнять практические
ассоциативное мышление.

задания

на

Выполнять практические
создание аналогий.

задания

на

самостоятельных
исследований.

Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты Подготовить работу к публичной защите
собственных изысканий до момента их завершения.
.

17.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая Развивать умение слушать вопрос и
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты отвечать на него.
собственных изысканий до момента их завершения.

18.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая Подготавливать текст доклада.
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

19.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Вступать в учебный диалог.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

20.

Индивидуальная
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
консультационная работа проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
по
проведению работающими в микрогруппах или индивидуально.

самостоятельных
исследований.

21.

22.

Индивидуальное консультирование необходимо потому, что Делать выводы.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог Различать способы и средства познания
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися, окружающего мира.
работающими в микрогруппах или индивидуально.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Оценивать результаты своей работы.
Индивидуальная
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
консультационная работа проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
по
проведению работающими в микрогруппах или индивидуально.
самостоятельных
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
исследований.
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая Понимать учебную задачу и стремиться
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты её выполнить.
собственных изысканий до момента их завершения.

23.

Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению
самостоятельных
исследований.

24.

Как
подготовиться
защите.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу
с
учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально. Актуализировать имеющиеся знания.
Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая
часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.

к Индивидуальная работа над подготовкой к защите Сравнивать, различать.
собственных исследовательских работ. Анализ полученных
материалов.
Определение
основных
понятий.

Структурирование материалов. Подготовка текста доклада.
Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение
рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
25.

Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста
работ учащихся к защите. доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Работать в паре, группе.
Подготовка к ответам на вопросы.

26.

Подготовка собственных Планирование собственного выступления. Подготовка текста
работ учащихся к защите. доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.

27.

Семинар.

28.

Семинар.

29.

30.

31.

Учитывать
выделенные
учителем
Занятие, на котором желающие могут представить результаты ориентиры действия в новом учебном
собственных изысканий и провести предварительную защиту материале в сотрудничестве с учителем.
работ.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты
собственных изысканий и провести предварительную защиту
работ.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения учебных
Защита
собственных Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
заданий с использованием учебной
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных
литературы.
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, а также вопросы
авторам.
Защита
собственных Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и
исследовательских работ и заслушивание всех докладов об итогах проведенных
творческих проектов.
исследований и выполненных проектах, а также вопросы
авторам.

Договариваться и приходить к общему
Участие
в
качестве Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах решению в совместной деятельности, в
зрителей
в
защитах проведенных исследований и выполненных проектах, том числе в ситуации столкновения
исследовательских работ вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

учеников
школы.
32.

33.

34.

основной

интересов.

Формулировать собственное мнение и
Участие
в
качестве Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах позицию.
зрителей
в
защитах проведенных исследований и выполненных проектах,
исследовательских работ вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
учеников
основной
школы.
Учиться выполнять различные роли в
Участие
в
качестве Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах группе (лидера, исполнителя, критика).
зрителей
в
защитах проведенных исследований и выполненных проектах,
исследовательских работ вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
учеников
основной
школы.
Участие
в
качестве Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах Пользоваться каталогом библиотеки.
зрителей
в
защитах проведенных исследований и выполненных проектах,
исследовательских работ вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
учеников
основной
Пользоваться
информационными
школы.
справочниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».