Рабочая программа Задачи повшенной сложности 10-11 класс 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Задачи повышенной сложности»
для обучающихся 10 –11 классов

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Общая характеристика программы, место в учебном плане
Потребность в дополнительном математическом образовании есть всегда. В любом
классе есть дети, интересующиеся математикой, выходящей за рамки школьной программы,
как просто любознательные, так и одаренные. Качество математической подготовки
учащихся в части стохастической линии школьного образования; комбинаторики, геометрии,
теории чисел и других разделов современной математики недостаточно для определённой
мотивированной части детей.
В старших классах дополнительное математическое образование является также
социальным запросом - и родители, и дети понимают повышение конкурентоспособности
выпускников, имеющих больший набор методов в решении задач по сравнению со школьным
образованием в рамках учебника.
Решение задач повышенной сложности или требующих нешаблонного подхода к
решению легче всего дается детям, имеющим высокий темп усвоения материала, хорошее
понимание причинно-следственных связей, умение мыслить абстрактными образами.
Рассматривать большое количество подобных задач на уроке нецелесообразно с точки зрения
массовой эффективности. Разумно выделить решение логических задач в отдельный курс, а на
обычных уроках применять эпизодически, разбирая наиболее легкие для восприятия задачи,
показываю красоту логического подхода.
Цель курса: воспитание вариативности мышления средствами математики и
осмысленная мотивация к получению математического образования.
Задачи курса:
 развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов,
расширение кругозора;
 стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления
данной программы: основы теории чисел, комбинаторики, топологии и т.д.;
 развитие умения работать с научной литературой, справочными материалами по
математике, научно-лекционными материалами;
 развитие умения сбора и систематизации материалов из различных источников;
 развитие умения логичного изложения своих мыслей;
 повышение интеллектуального уровня учащихся, культуры речи, общения, в том
числе и путем
самостоятельного чтения научно-популярной математической
литературы;
 развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
 развитие наблюдательности, усидчивости, интереса к познанию окружающего мира.
Курс рассчитан на 2 года лет обучения по 68 часов в год. Ориентирован на возраст с 10
по 11 класс
Количество часов
Количество часов
Класс
в неделю
за год
10
11

2
2
Итого часов:

68
68
136

Результаты освоения курса
Воспитательные
 применение навыков математического моделирования в повседневной жизни;
 определение общей цели и путей её достижения;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственные возможности и возможности окружающих.
Личностные
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности-качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
 формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
 развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
 формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
 развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
 формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
 воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
 формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
 развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметные
 развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
 формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для
различных сфер человеческой деятельности;
 овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
 умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
 способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач;
 использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом








учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями, умение готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием курса «Логика»;
умение работать в материальной и информационной среде основного общего
образования;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
поставленных проблем.

Содержание курса
Виды внеурочной деятельности:
1. познавательная деятельность;
2. проблемно-ценностное общение;
3. досугово - развлекательная деятельность

1.
2.
3.
4.
5.

Формы внеурочной деятельности:
Лекции
Постановка и решение крупной исследовательской задачи с поэтапным разбором
Решение задач с последующим разбором
Практические и лабораторные работы
Командные соревнования, турниры, матбои
Название раздела, темы

Характеристика основных
содержательных линий и тем

колво
часов

Виды
деятельности

Формы орг.
занятий

10 класс
1

Теория вероятностей.

Теория вероятностей.
Математическое ожидание.
Вероятностный метод на графах.
Вероятностный метод в комбинаторной
геометрии

10

1-2

1-3

2

Инверсия

Инверсия. Функциональные уравнения

10

1-2

1-3

3

Математический бой

Игровая форма

4

3

5

4

Вычислительная алгебра

Метод спуска. Разнобой. Линейные
рекурренты (2). Упорядочивание.
Симметрические многочлены.
Разнобой.

16

1-2

1-4

5

Неравенство Мюрхеда

Неравенство Мюрхеда. Разнобой по
таблицам. Конструктивы.

8

1-2

1-3

6

Внутренние турниры

Игровая форма

12

3

5

7

Рассуждения.

Текстовые задачи. Логика. Перебор
случаев.

8

1-2

1-3

Итого за 10 класс:

68

11 класс
8

Неравенство Йенсена

Неравенство Йенсена.
Лексикографический порядок.
Симедиана. Диаграммы Юнга.

16

1-2

1-3

9

Математический бой

Игровая форма

4

3

5

10

Рассуждения.

Текстовые задачи. Логика. Перебор
случаев.

16

1-2

1-3

11

Устная олимпиада

Игровая форма

4

3

5

12

Геометрия

Гомотетия. Гармонический
четырехугольник. Комбинаторная
геометрия. Неравенство КошиБуняковского-Шварца в геометрии.
Геометрические неравенства.
Геометрические интерпретации в алгебре.
Геометрический разнобой.

14

1-2

1-3

16

Теория чисел

Теорема Гильберта. Среднее
симметрическое. Случайные графы.
Кубические уравнения. Цепные дроби.

14

1-2

1-3

Итого за 11 класс

68

Всего часов:

136

Тематическое планирование

Тема

Общее
кол-во часов

10 класс
1

Теория вероятностей.

10

2

Инверсия

10

3

Математический бой

4

4

Вычислительная алгебра

16

5

Неравенство Мюрхеда

8

6

Внутренние турниры

12

7

Рассуждения.

8
Итого за 10 класс:

68

11 класс
8

Неравенство Йенсена

16

9

Математический бой

4

10

Рассуждения.

16

11

Устная олимпиада

4

12

Геометрия

14

13

Теория чисел

14
Итого за 11 класс
Всего часов:

68
136

Учебно-методическое обеспечение
Способы подведения итогов реализации программы
Поскольку программа ориентирована на нестандартное мышление и решение
олимпиадных задач, то и способы подведения итогов сводятся к различным формам решения
нестандартных задач с внешним независимым контролем. Формы отличаются временем,
частотой проведения, количеством задач и способом фиксации ответа. Проводятся во внеурочное
время. Учитывается результат каждого, массовость участия, разноплановость участия каждого
слушателя курса.
Название

К-во
задач

Время на
решение

Блиц

12

45 мин

Абака

20

90 мин

Крестики-нолики

20

Регата

Индивидуальная
Принимаются
Частота
или
командная только ответы или проведения
форма
нужно
(в год)
прописывать
(проговаривать)
решения
Индивидуальная

Принимаются
решения

4

Командная

Достаточно сдать
ответ

2

90 мин

Командная

Достаточно сдать
ответ

2

20

120 мин

Командная

Принимаются
решения

1-2

Домино

37

90 мин

Командная

Достаточно сдать
ответ

2

Перестрелка

20

90 мин

Командная

Достаточно сдать
ответ

1-2

Карусель

40

90 мин

Командная

Достаточно сдать
ответ

2

Личнокомандное
первенство

5-7
(Л)
40
(К)

240 мин
(Л)
120 мин
(К)

Два этапа – личный
и
командный

Принимаются
решения (Л)
Только ответы
(К)

1

Математические
бои
Устная олимпиада

7-10

8

Командная

180+180
мин
240 мин

Индивидуальная

Принимаются
решения

1-3

Принимаются
решения

1

Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.

Компьютер
Принтер
Интерактивная доска с проектором
Маркерные доски

Список литературы

2007г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

М. Гарднер «Математические досуги» 1972 г.
М. Гарднер «Математические головоломки и развлечения» 1999 г.
М.А.Екимова, Г.П. Кукин «Задачи на разрезание» 2002
Л. Лихтарников «Числовые ребусы и способы их решения». 1996
Ленинградские математические кружки. 1994г.
Е.Г. Коннова Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 2008
Р. Курант, Г. Роббинс «Что такое математика» 2001 г.
Н.Я. Виленкин «Популярная комбинаторика» 1975 г.
А.В. Фарков «Математические кружки в школе» 2008 г.
А.В. Фарков «Математические олимпиады». 5-11 классы. 2006г.
А.В. Фарков «Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия». 5-11 классы.

12.
13.
14.

И.В. Ященко «Приглашение на математический праздник». 2009
http://www.smekalka.pp.ru
http://www.mmmf.math.msu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».