Рабочая программа - Компьютерная графика 10-11 класс 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Компьютерная графика»
10-11 класс

Екатеринбург 2024

I. Планируемые результаты освоения курса «Компьютерная графика».
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

2

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
3

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
4

В результате изучения курса «Компьютерная график» на уровне среднего общего
образования:

Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их
использования при работе с различными графическими программами.

Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных
программ, а именно:

Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение,
масштабирование, вращение и т.д.);

Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;

Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

Работать с контурами объектов;

Создавать рисунки из кривых;

Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения
объектов, а также операции вычитания и пересечения;

Получать объемные изображения;

Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и
т.д.);

Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории.

Выполнять обмен графическими данными между различными программами.
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных
средств;

коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности
в различных сферах, востребованных на рынке труда;

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности, в том числе самообразовании;

эффективной организации индивидуального информационного пространства;

рисовать изображения;

импортировать векторную и растровую графику;

работать с текстом;

производить изменение формы, цвета и положения объекта во времени и в
пространстве;

создавать элементы управления (кнопки, меню и пр.) для интерактивной анимации.
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики:

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

методы сжатия графических данных;

проблемы преобразования форматов графических файлов;

назначение и функции различных графических программ;

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели, цветовые схемы;

способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

назначение и функции программы Adobe Photoshop;

возможности графического редактора Corel Draw;
5


преимущества и недостатки Corel Draw;

особенности работы с векторными изображениями;

интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;

функции инструментальных палитр;

виды заливок, группы фильтров графического изображения.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны:
1.
Создавать и редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно:

Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
(область, лассо, волшебная палочка и др.).

Перемещать, дублировать, вращать выделенные области.

Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного
оформления.

Сохранять выделенные области для последующего использования.

Монтировать фотографии (создавать многослойные документы).

Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии.

Применять к тексту различные эффекты.

Выполнять тоновую и цветовую коррекцию фотографий.

Ретушировать фотографии.
2.
Запускать редактор Corel Draw и пользоваться его инструментами;

настраивать, создавать и использовать кисти;

создавать изображения;

работать с текстом в Corel Draw;

проводить коррекцию изображений и их художественную обработку;

работать с фильтрами изображения
Содержание курса «Компьютерная график»
Основные понятия и средства компьютерной графики
Вводный инструктаж. Понятие векторной и растровой графики, их сравнение. Параметры
растровых и векторных изображений. Цветовые модели. Описание цветовых оттенков на экране
монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование цветовых
оттенков на экране монитора. Инверсные цвета. Цветовая модель CMYK. Формирование цветовых
оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование
цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB.
Особенности редакторов векторной и растровой графики. Обзор основных функциональных
возможностей и особенностей работы в среде таких графических редакторов как MS Paint,
Раint.Net, Adobe Photoshop, GIMP, CorelDRAW, Adobe Illustrator, Inkscape.
Использование графических браузеров FastStone Image Viewer, IrfanView, XnView,
FireGraphic. Простейшие операции с изображениями средствами графического браузера.
Преобразование формата изображений. Пакетные операции. Сканирование изображений
Векторная графика
Обзор среды программы Inkscape. Сохранение и открытие изображений в Inkscape.
Инструменты рисования. Рисование геометрических фигур. Понятие графического объекта.
Операции с объектами. Заливка объектов, управление заливками. Создание рисунков из кривых и
ломаных.
Порядок следования, выравнивание и группировка объектов. Применение к объектам
эффектов объемности и перетекания. Добавление и форматирование текста
Растровая графика

6

Источники и параметры растровых изображений. Понятие о разрешении и ее связь с
качеством растровых изображений. Глубина цвета. Связь глубины цвета с количеством цветов.
Среда программы GIMP. Основные инструменты и панели свойств.
Выделение областей на изображениях. Уточнение выделения. Понятие и использование
масок и каналов.
Создание коллажей. Работа со слоями на изображениях. Рисование и закрашивание.
Перемещение, выравнивание, кадрирование, вращение, масштабирование, искривление,
перспектива и зеркальное отражение выделенных фрагментов. Корректировка тона. Управление
цветовым балансом, яркостью, балансом, насыщенностью и оттенками цвета. Использование
различных цветовых моделей. Работа с каналами. Комплексная обработка фотографий.
Ретуширование, устранение дефектов, освещение и затемнение фрагментов, повышение резкости
Конвертация и обмен изображениями между различными программами. Растеризация
и векторизация изображений. Создание анимированных изображений
Распространенные форматы графических файлов, их преимущества, недостатки и области
применения. Импорт и экспорт изображений в редакторах Inkscape и GIMP
Преобразование файлов из одного формата в другой. Понятие о растеризации и векторизации.
Обзор программ, предназначенных для автоматической и полуавтоматической векторизации.
Понятие OLE объекта. Технология OLE-Automation. Достоинства и недостатки.
Технологии компьютерной анимации. Понятие о Flash-анимации.
Понятие о gif-анимации. Программы для создания gif-анимации. Интерфейс программы.
Работа с последовательностью кадров. Редактирование кадров анимации. Сохранение анимации.
Параметры gif-файлов.
Специальные эффекты. Прозрачный цвет. Создание анимационных изображений и
настройки их параметров
Тематическое планирование 10-11 класс
№
урока

1

2

3

Тема урока

Запись темы в электронном журнале

Основные понятия и средства компьютерной графики
Вводный
инструктаж.
Понятие
Вводный
инструктаж.
Понятие
векторной и растровой графики, их
векторной и растровой графики, их
сравнение. Параметры растровых и
сравнение
векторных изображений
Цветовые модели. Описание цветовых
оттенков на экране монитора и на
принтере (цветовые модели). Цветовая
модель RGB. Формирование цветовых
оттенков
на
экране
монитора.
Инверсные цвета. Цветовая модель Цветовые
модели.
Практическая
CMYK.
Формирование
цветовых работа № 1. Цветовые модели
оттенков при печати изображений.
Взаимосвязь цветовых моделей RGB и
CMYK.
Кодирование
цвета
в
различных графических программах.
Цветовая модель HSB
Особенности редакторов векторной и
растровой графики. Обзор основных
функциональных возможностей и Особенности редакторов векторной и
особенностей работы в среде таких растровой графики.
графических редакторов как MS
Paint, Раint.Net, Adobe Photoshop,
7

Кол-во
часов

1

1

1

4

5
6

7
8
9
10
11

12

13
14
15
16

17

18

19

GIMP, CorelDRAW, Adobe Illustrator,
Inkscape
Использование
графических
браузеров FastStone Image Viewer,
IrfanView, XnView, FireGraphic.
Простейшие
операции
с
Использование графических браузеров
изображениями
средствами
графического
браузера.
Преобразование
формата
изображений
Пакетные операции. Сканирование Пакетные операции. Сканирование
изображений
изображений
Практическая
работа
№
2. Практическая
работа
№
2.
Использование графического браузера Использование графического браузера
Векторная графика
Обзор среды программы Inkscape. Обзор среды программы Inkscape.
Сохранение и открытие изображений в Сохранение и открытие изображений в
Inkscape
Inkscape
Инструменты рисования. Рисование Инструменты рисования. Рисование
геометрических фигур
геометрических фигур
Понятие
графического
объекта. Понятие
графического
объекта.
Операции с объектами
Операции с объектами
Заливка
объектов,
управление Заливка
объектов,
управление
заливками
заливками
Практическая работа № 3. Создание Практическая работа № 3. Создание
простых рисунков
простых рисунков
Создание рисунков из кривых и Создание рисунков из кривых и
ломаных.
ломаных.
Практическая
работа
№
4. Практическая
работа
№
4.
Использование кривых и ломаных
Использование кривых и ломаных
Порядок следования, выравнивание и Порядок следования, выравнивание и
группировка объектов
группировка объектов
Применение к объектам эффектов Применение к объектам эффектов
объемности и перетекания
объемности и перетекания
Добавление и форматирование текста
Добавление и форматирование текста
Практическая
работа
№
5. Практическая
работа
№
5.
Упорядочение
и
группировка Упорядочение
и
группировка
объектов.
объектов.
Растровая графика
Источники и параметры растровых
изображений. Понятие о разрешении
Источники и параметры растровых
и ее связь с качеством растровых
изображений. Глубина цвета
изображений. Глубина цвета. Связь
глубины цвета с количеством цветов
Среда программы GIMP. Основные
инструменты и панели свойств.
Среда
программы
GIMP.
Практическая
работа
№
6. Практическая работа № 6. Основные
Основные приемы работы в среде приемы работы в среде GIMP
GIMP
Выделение
областей
на Выделение областей на изображениях.
изображениях.
Практическая работа № 7. Выделение
Уточнение выделения. Понятие и областей и их обработка
8

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

использование масок и каналов.
Практическая
работа
№
7.
Выделение областей и их обработка
Создание коллажей. Работа со слоями Создание коллажей. Работа со слоями
20
1
на изображениях
на изображениях
21
Рисование и закрашивание
Рисование и закрашивание
1
Перемещение,
выравнивание, Перемещение,
выравнивание,
кадрирование,
вращение, кадрирование,
вращение,
22
масштабирование,
искривление, масштабирование,
искривление,
1
перспектива и зеркальное отражение перспектива и зеркальное отражение
выделенных фрагментов
выделенных фрагментов
Корректировка тона. Управление
цветовым
балансом,
яркостью,
23
Корректировка тона.
1
балансом,
насыщенностью
и
оттенками цвета
Использование различных цветовых Использование различных цветовых
24
1
моделей. Работа с каналами
моделей. Работа с каналами
Комплексная обработка фотографий.
Ретуширование,
устранение
25
Комплексная обработка фотографий
1
дефектов, освещение и затемнение
фрагментов, повышение резкости
Практическая
работа
№
8. Практическая работа № 8. Обработка
26
Обработка
многослойных многослойных изображений, создания
1
изображений, создания коллажей.
коллажей.
Конвертация и обмен изображениями между различными программами. Растеризация и
векторизация изображений. Создание анимированных изображений
Распространенные
форматы
графических
файлов,
их
Распространенные
форматы
преимущества, недостатки и области
27
графических файлов, их преимущества,
1
применения. Импорт и экспорт
недостатки и области применения.
изображений в редакторах Inkscape и
GIMP
Преобразование файлов из одного Преобразование файлов из одного
28
1
формата в другой
формата в другой
Понятие
о
растеризации
и
векторизации.
Обзор
программ,
Понятие
о
растеризации
и
предназначенных для автоматической
векторизации. Практическая работа
29
и полуавтоматической векторизации.
1
№ 9. Растеризация и векторизация
Практическая
работа
№
9.
изображений
Растеризация
и
векторизация
изображений
Понятие OLE объекта. Технология
Понятие OLE объекта. Технология
30
OLE-Automation. Достоинства и
1
OLE-Automation.
недостатки
Технологии компьютерной анимации.
31
Понятие о Flash-анимации. Понятие о Технологии компьютерной анимации.
1
gif-анимации
Программы
для
создания
gifанимации. Интерфейс программы.
32
Работа
с
последовательностью Программы для создания gif-анимации.
1
кадров.
Редактирование
кадров
анимации. Сохранение анимации.
9

33

34

Параметры gif-файлов
Специальные эффекты. Прозрачный
цвет.
Создание
анимационных
изображений
и
настройки
их
параметров
Практическая работа № 10.
Создание gif-анимации

Специальные эффекты. Прозрачный
цвет.
Создание
анимационных
изображений
и
настройки
их
параметров
Практическая
работа
№
10.
Создание gif-анимации

10

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».