Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Экономика»
8 класс
(профильный уровень)
2024 - 2025 учебный год
Екатеринбург, 2024
1
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Личностные результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Требования к результатам освоения учебного предмета «Экономика»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
12) при изучении предметов общественно-научной направленности задача развития и воспитания
личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра приоритетной является задача социализации).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Требования к результатам освоения учебного предмета «Экономика»:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. При изучении
предмета «Экономика»предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и
в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
3
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в
зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых
методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
4
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
5
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной
цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный,
текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
для глухих, слабослышащих, позднооглохших:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора,
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора,
умение выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора,
умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при
организующей помощи тьютора,
умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора,
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу,
социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса,
6
умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации
об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач
при организующей помощи педагога-психолога и тьютора,
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске
информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся
сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);
7
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Требования к результатам освоения учебного предмета «Экономика»:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в
области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми
способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Выпускник научится:
8
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9
Содержание учебного предмета «Экономика»
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические
функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов
и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных явлений.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (68 часов)
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Тема урока
Запись темы в электронном журнале
Понятие экономики.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.
Экономические издержки коррупции.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Уровень жизни. Распределение. Обмен. Потребление.
Производство – основа экономики. Отрасли экономики.
Производственные ресурсы. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Производительность
труда. Менеджмент. Производство – основа экономики.
Вводный урок.
Зачем нужна экономика.
Практикум. Нужды и потребности.
Как устроена хозяйственная жизнь человечества.
Практикум. Уровень жизни.
Возникновение экономики.
Практикум. Производительность труда.
Как организуется производство благ.
Практикум. Менеджмент.
Практикум. Производство.
Торговля - союзник производства.
Практикум. Роль торговли в хозяйственной жизни
человечества.
Какая бывает торговля.
Розничная торговля.
Практикум. Розничная торговля.
Оптовая торговля.
Практикум. Развитие оптовой торговли в России.
Биржа.
Рынок. Спекуляция.
Практикум. Российская биржевая торговля.
История возникновения обмена и торговли. Прогресс
транспорта как фактор развития торговли. Роль
торговли в улучшении хозяйственной деятельности
человечества. Торговля и ее формы. Экономические
издержки коррупции. Экономические предпосылки
коррупционных явлений.
Рынок и рыночный механизм. Сущность биржевой
торговли. Принципы биржевой торговли и круг
биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции.
Типы биржевых стратегий. История российской
биржевой торговли.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Бартер. Возникновение денег. Виды товарных денег.
Монеты. История российской монетной системы.
Возникновение национальных монетных систем и
проблемы обмена валют.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Влияние коррупции
11
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Деньги - помощник торговли.
Национальные монетные системы.
Практикум. Российская монетная система.
1
1
1
Банк.
Кредит.
Практикум. Банковская система России.
1
1
1
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
на экономическую систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Роль банков в
жизни государства. Возникновение платежных карт.
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и как
она возникла. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Профсоюзы.
Современная система вознаграждения работников.
Государственное регулирование оплаты труда.
Факторы, формирующие размер заработной платы.
Интеллектуальный капитал. Рынок труда в
Свердловской области. Вакансии. Резюме. Карьера.
Факторы производства. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых
махинаций. Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств.
Собственность. Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет.
12
Банковские деньги.
Бумажные деньги.
Практикум. Деньги.
Безналичные денежные расчёты.
Ассигнация. Банкнота.
Практикум. Золотомонетный (металлический
стандарт)
Повторение
Повторение
Деньги и банки в век электроники.
Как работает электронная карта. Безналичные
расчёты.
Как работает банк. Что такое кредитование.
Организация банковских операций.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Как люди зарабатывают деньги.
2
Повременная зарплата.
2
В мире профессий и заработков.
Интеллектуальный капитал.
Как люди добиваются увеличения
заработков.
2
своих
2
2
История профессионального образования.
2
Профессиональная карьера.
2
Карьера и творчество.
Как производство помогает творцам.
Собственность.
Частная и общественная собственность.
За что можно лишиться собственности.
Банкротство.
2
Экономика: как всё это работает вместе.
2
2
2
2
2
2
13