Рабочая программа История Урала 8 класс 2024-2025

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 53

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «История Урала»
8 класс
2024 – 2025 учебный год

Екатеринбург, 2024

Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:
основные периоды истории уральского края с древнейших времен до XIX века;
особенности природно-географических условий на Урале, их влияние на этнические и
социокультурные процессы;
имена наиболее известных общественно-политических деятелей и деятелей науки и культуры,
внесших вклад в развитие уральского региона и страны в целом;
историю народов, населяющих Урал, особенности их культуры и религиозных верований;
основные исторические источники по истории Урала;
место Урала в контексте отечественной и мировой культуры.
Цель курса.
Обобщение исторической памяти учащихся опытом социальной, культурной адаптации в суровых
природных, социально-экономических условиях и приобщении к духовным ценностям мировой и
отечественной культуры на основе культурных традиций жителей уральского региона.
Задачи курса:
Предметные.
 Знакомство учащихся с историко-краеведческой терминологией, хронологией и
периодизацией.
 Получение учащимися представлений и знаний об историческом развитии Урала, его роли
в отечественной и мировой истории.
 Приобретение учащимися знаний о климатических, социально-экономических и
культурных особенностях уральского региона.
 Формирование представлений о разнообразных аспектах социально-культурной жизни
различных слоев, групп населения, коренных и некоренных народов Урала, их
взаимовлиянии.
 Приобретение учащимися знаний о памятных местах социальной, гражданской и
культурной истории.
 Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
 Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для развития сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
 Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников;
 Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
 Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
 Знания хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды
ключевых процессов, а так же даты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории; соотносить год с веком. Устанавливать последовательность исторических
событий.
 Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства,
участников. Результаты важнейших исторических событий; группировать факты по
различным признакам.
2








Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание: рассказывать об исторических событиях и их участников; характеризовать
условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и
иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание
исторических памятников. Объектов.
Анализ, объяснение: различать факты и его описание; соотносить единичные исторические
факты и общие явления; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе; определять и объяснять свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические
знания для раскрытия причин, оценки сущности современных событий; использовать
знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и вне
школьной жизни, как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению
памятников истории и культуры.

Метапредметные результаты состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и
универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной,
социальной практике и выражаются в следующих качествах:
 Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную.
Общественную и др.;
 Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать
современные источники информации. В том числе материалы на электронных носителях;
 Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах;
 Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 Формирование умений углубленного освоения выбранной области человеческой культуры,
понимание и терпимости к чужой точки зрения, аргументации собственной
мировоззренческой позиции, умений жить в условиях диалога культур.
 Приобщение учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и познавательной
деятельности (работа с письменными источниками по истории Урала, картами, научной
литературой и т.д.; подготовка сообщений, рефератов, участие в научных конференциях).
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
К личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
 Осознание своей идентичности, как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы;
 Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
 Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
 Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность
 Приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, к
национальной культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям,
каждому человеку в отдельности и целым народам.
 Осознание учащимися личной ответственности каждого молодого человека за судьбу своей
семьи, города, края, страны на основе значимости общественно-полезной преобразующей
деятельности.
3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Прошлое Урала
Физические, географические свойства Урала. Понятие общности исторической судьбы.
Как люди пришли на Урал. Каменный век. Энеолит. Бронзовый век, ранний железный век.
Культура каменного и бронзового века. Памятники первобытного искусства на Урале. Шигирские
идолы. Пермский звериный стиль. Мифология народов Урала. Особенности значения культуры
древних времен.
Заселение Урала
Формирование и расселение народов Урала. Этническая карта Урала: IX – середина XVI веков.
Народы Среднего Урала к XVI – I половине XVIII в. Историческая судьба народов Среднего
Урала середина XVIII – XIX в. Народы Среднего Урала XX в.
Обычаи, религии, быт, культура народов Урала, их обычаи
Русские. Коми- пермяки, башкиры. Ханты, манси, марийцы. Синтез культур.
Горнозаводская культура Урала
Горнозаводская культура. Роль Демидовых в ее создании. Особенности композиционного
построения крепости-завода. Обычаи, культура, быт горнозаводского Урала: городской труд,
семья и семейные отношения. Семейные обряды, воспитание детей. Нравы молодежи, ее досуг.
Проводы в армию. Образование. Народные традиции и фольклор.
Из истории религий Урала
Язычество древних Уральцев. Распространение ислама и христианства. Раскольники. Роль
Верхотурья как административного и религиозного центра. Житие Симеона Верхотурского.
Уральские промыслы
Добыча золота. Добыча и обработка драгоценных камней. Каслинское литье; роспись по булату;
сундучный промысел. Иконопись на Урале; роспись по дереву.
Известные люди Урала
Никита и Акинфий Демидовы. П.П. Бажов. Д. Н. Мамин-Сибиряк. В.Н. Татищев. Злоказовы.
Черянановы.
Города и поселки Горнозаводского Урала
Невьянск. Верхняя Салда. Н. Тагил. Верх-Нейвинск. Ревда. Черноисточенский.
Культура Урала в XX в.
Развитие образования, литературы. Искусство, архитектура.

4

Тематическое планирование 8 класс
№
урока

1

2
3

4

5

6

7

8
9

10
11
12
13
14

15

16
17

Тема

Запись в электронном журнале

Прошлое Урала – 6 часов.
Введение. Физические, географические свойства Введение.
Физические,
Урала. Понятие общности исторической судьбы. географические свойства Урала.
Понятие общности исторической
судьбы.
Как люди пришли на Урал. Каменный век.
Как люди пришли на Урал.
Каменный век.
Как люди пришли на Урал. Энеолит. Бронзовый Как люди пришли на Урал.
век, ранний железный век.
Энеолит. Бронзовый век, ранний
железный век.
Культура каменного и бронзового века. Культура
каменного
и
Памятники первобытного искусства на Урале.
бронзового века. Памятники
первобытного
искусства
на
Урале.
Культура каменного и бронзового века. Культура
каменного
и
Шигирские идолы. Пермский звериный стиль. бронзового века. Шигирские
Мифология народов Урала.
идолы.
Пермский
звериный
стиль.
Мифология
народов
Урала.
Особенности значения культуры древних Особенности значения культуры
времен.
древних времен.
Заселение Урала – 3 часа.
Формирование и расселение народов Урала. Формирование и расселение
Этническая карта Урала: IX – середина XVI народов Урала. Этническая карта
веков.
Урала: IX – середина XVI веков.
Народы Среднего Урала к XVI – I половине Народы Среднего Урала к XVI –
XVIII в.
I половине XVIII в.
Историческая судьба народов Среднего Урала Историческая судьба народов
середина XVIII – XIX в. Народы Среднего Среднего Урала середина XVIII –
Урала XX в.
XIX в. Народы Среднего Урала
XX в.
Обычаи, религии, быт, культура народов Урала– 4 часа.
Русские.
Русские.
Коми- пермяки, башкиры.
Коми- пермяки, башкиры.
Ханты, манси, марийцы.
Ханты, манси, марийцы.
Синтез культур.
Синтез культур.
Горнозаводская культура Урала – 5 часов.
Горнозаводская культура. Роль Демидовых в ее Горнозаводская культура. Роль
создании.
Особенности
композиционного Демидовых в ее создании.
построения крепости-завода.
Особенности композиционного
построения крепости-завода.
Обычаи, культура, быт горнозаводского Урала: Обычаи,
культура,
быт
городской труд, семья и семейные отношения.
горнозаводского
Урала:
городской
труд,
семья
и
семейные отношения.
Семейные обряды, воспитание детей.
Семейные обряды, воспитание
детей.
Нравы молодежи, ее досуг. Проводы в армию. Нравы молодежи, ее досуг.
Образование.
Проводы в армию. Образование.
5

Колво
часов
1

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

18
19

20

21
22
23
24

25
26

27
28
29
30
31

Народные традиции и фольклор.
Народные традиции и фольклор.
Из истории религий Урала – 3 часа.
Язычество древних Уральцев. Распространение Язычество древних Уральцев.
ислама и христианства. Раскольники.
Распространение
ислама
и
христианства. Раскольники.
Роль Верхотурья как административного и Роль
Верхотурья
как
религиозного центра.
административного
и
религиозного центра.
Житие Симеона Верхотурского.
Житие Симеона Верхотурского.
Уральские промыслы – 3 часа.
Добыча
золота.
Добыча
и
обработка Добыча золота. Добыча и
драгоценных камней.
обработка драгоценных камней.
Каслинское литье; роспись по булату; Каслинское литье; роспись по
сундучный промысел.
булату; сундучный промысел.
Иконопись на Урале; роспись по дереву.
Иконопись на Урале; роспись по
дереву.
Известные люди Урала – 2 часа.
Никита и Акинфий Демидовы.
Никита и Акинфий Демидовы.
П.П. Бажов. Д. Н. Мамин-Сибиряк. В.Н. П.П. Бажов. Д. Н. МаминТатищев. Злоказовы. Черянановы.
Сибиряк.
В.Н.
Татищев.
Злоказовы. Черянановы.
Города и поселки Горнозаводского Урала – 2 часа.
Невьянск. Верхняя Салда. Н. Тагил. Верх- Невьянск. Верхняя Салда.
Нейвинск.
Ревда. Черноисточенский.
Ревда. Черноисточенский.
Культура Урала в XX в. – 7 часов.
Развитие образования, литературы.
Развитие
образования,
литературы.
Искусство, архитектура.
Искусство, архитектура.
Заключительный урок.
Заключительный урок.

32-35 Резерв
Итого: 35 часов

Резерв.

6

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».