ДОП Готовим вместе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 53

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Готовим вместе»

Екатеринбург

Оглавление
Объем дополнительной общеразвивающей программы............................................ 3
Содержание дополнительной общеразвивающей программы ................................... 4
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы........................................................................................................................ 6
Организационно-педагогические условия.................................................................... 7
Учебный план .................................................................................................................. 8
Формы аттестации........................................................................................................... 8
Календарный учебный график..................................................................................... 9
Рабочая программа ........................................................................................................ 10
Оценочные и методические материалы...................................................................... 11
Условия реализации программы………...................................................................... 12

2

Объем дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) «Готовим вместе»
социально-педагогической направленности рассчитана на 1 год обучения для детей с
ОВЗ 7-15 лет.
Объем программы: базовый модуль – 170 учебных часов

3

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Тема 1: Вводное занятие. Правила безопасности кулинарных работ. Правила
санитарии и гигиены.
Теория. Знакомство с основным понятием курса. Ознакомление с планом работы на
год. Правила поведения в ЦДТ, на занятиях в кулинарном кабинете и переменах.
Практика. Тренировочная эвакуация при пожароопасной ситуации. Сплочение
коллектива.
Тема 2:История возникновения кулинарии. Этапы развития кулинарии в России.
Традиционные кухни народов России. Правила этикета.
Тема 3: Кухонная утварь, уход за ней. Представление о технологическом цикле и
основных способах тепловой обработки.
Теория. Техника безопасности при работе с оборудованием, инвентарём,
инструментами. Кухонная утварь. Основные понятия: технологический цикл,
технология приготовления, первичная обработка, полуфабрикат, основные виды
тепловой обработки: варка и жарение.
Практика.
Назначение первичной и тепловой обработки продуктов. Правила ведения процесса
тепловой обработки. Основные способы: варка, жаренье и их разновидности.
Технологический цикл, технология приготовления, первичная обработка,
полуфабрикат, основные виды тепловой обработки: варка и жарение.
Тема 4: Блюда и гарниры из овощей.
Теория. Основные понятия: пищевая ценность, клетчатка, витамины,
бактерицидные вещества, пигменты - красящие вещества. Значение блюд и гарниров
из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. Практика. Первичная
обработка овощей. Технология приготовления вареных, жареных, овощей. Изменение
содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от кулинарной
обработки. Требования к качеству и оформлению блюд. Соусы, используемые с
овощами.
Тема 5. Мучные изделия.
Теория. Основные понятия: клейковина муки, пористость теста, разрыхлители, кляр.
Первичная обработка муки, основные компоненты теста. Разрыхлители теста и их
роль в кулинарии. Правила подготовки изделий из простого теста к выпечке,
процессы, происходящие при выпечке.
Практика. Приготовление простого бездрожжевого теста для лапши, пельменей,
вареников. Приготовление фаршей, формовых мучных изделий. Требования к
качеству.
Тема 6. Супы - важная составная часть обеда. Основные понятия: бульон и его
концентрация, заправка.
Теория. Жидкие основы супов и их классификация. Значение супов в питании
человека. Виды бульонов и правила их приготовления. Заправочные супы и правила
их варки.
Практика. Борщи. Правила приготовления свеклы для борща. Щи из свежей и
квашеной капусты. Технология приготовления супов картофельных с бобовыми,
крупами и макаронными изделиями. Требования к качеству.
Тема 7.Тесто песочное и изделия из него.
Теория. Основные понятия: качество готового изделия - рассыпчато-песочное,
4

желатин. Продукты, входящие в состав песочного теста и их соотношение.
Ассортимент готовых изделий.
Практика. Технология приготовления песочного теста. Приёмы оформления изделий
(использование желе, кремов, джемов и различных посыпок). Характеристика
качества готовых изделий из песочного теста.
Тема 8.Блюда из круп.
Теория. Основные понятия: дробленые зерна, бобовые. Значение крупяных блюд и
гарниров в питании человека. Ассортимент бобовых.
Практика. Первичная обработка круп. Технология приготовления каши:
рассыпчатые, вязкие и жидкие. Процессы, происходящие при варке каш. Требования
к качеству готовых блюд.
Тема 9. Блюда из макаронных изделий.
Теория. Основные понятия: макароны из твёрдых сортов пшеницы. Ассортимент
макаронных изделий.
Практика. Первичная обработка макаронных изделий. Способы варки макаронных
изделий: сливной и несливной. Приготовление блюд из макарон с сыром, макарон с
овощами. Требования к качеству готовых блюд, их подача.
Тема 10. Блины, оладьи, блинчики.
Теория. Основные понятия: скороспелые. Оборудование, посуда и инвентарь для
замеса теста и выпечки блинов, оладий к столу.
Практика. Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Блины
скороспелые, блины на опаре, блины с приправами.
Тема 11. Блюда из творога.
Теория. Основные понятия: жирность творога, липотропные свойства. Значение
творожных блюд в питании человека. Ассортимент выпускаемого творога. Творог в
кондитерском деле.
Практика. Первичная обработка творога. Горячие блюда из творога (отварные,
жареные, запеченные). Холодные блюда из творога. Технология приготовления блюд
из творога. Подача их к столу. Требования к качеству блюд из творога.
Тема 12. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов учебного года. Открытое занятие.

5

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
Метапредметные результаты
-развитие практико-деятельных умений в области кулинарии,
-умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике
-развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений
работать в группе.
Личностные результаты
-Умение ориентироваться в системе ценностей.
-Умение дружить, выполнять задания в трудовом коллективе.
-Уметь осознанно выбирать круг общения.
-Умение адекватно оценивать свои возможности и способности.
-Понимание значения получения образования для успешной социализации в
современном обществе.
-Знание морально-нравственных норм.
-Умение находить правильное решение в проблемной ситуации.
-Желание проявлять инициативу.
-Умение правильно оценивать свои поступки и нести за них ответственность.
Предметные результаты
- умение выполнять вспомогательные работы: по очистке картофеля, овощей;
переборке зелени, мойке овощей и зелени;
- знание первичной обработки круп, макаронных изделий, творога, яиц;
- умение варить картофель, овощи, бобовые, макаронные изделия, каши и яйца;
- умение готовить жареные блюда из каш, творога и яиц, макаронных изделий;
- умение жарить блины и оладьи;
- умение печь изделия из дрожжевого и песочного теста;
- умение готовить блюда с применением простого дрожжевого теста (пельмени, позы,
вареники, лапшу и т. д.);
- умение готовить супы;
- навыки гостеприимства: умение правильно подавать блюдо, подбирать
соответствующую посуду, накрывать скатертью и сервировать стол: к завтраку, обеду
или празднику; застольный этикет;
- умение пользоваться кухонным оборудованием, инвентарём;

6

Организационно-педагогические условия
Форма проведения занятий – аудиторная.
Режим и продолжительность занятий – урочный, продолжительность занятий по
40 минут. Занятия проводятся в группах до 6 человек. В программе предусмотрена
возможность проведения занятий в подгруппах от 2 до 4 человек (участие в
проектной деятельности, индивидуальные занятия).
Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Применяемые средства обучения:
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы);
- наглядные (плакаты, иллюстрации и т.д.).
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Готовим вместе» является создание
условий для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, для его
самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о здоровом
питании. Учащиеся изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах;
безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; усвоят
классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки
стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, проводить экономические
расчёты, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в
коллективе. В основе программы лежит идея сочетания теории и практики.
Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует
приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической
и кулинарной культуры. Работа по программе связана с использованием
нагревательных приборов, режущих инструментов, с варкой, жарением и выпечкой
продуктов. Поэтому особое внимание в программе отведено на изучение правил
безопасности труда. На первом же занятии ребята знакомятся с помещением, его
оборудованием, проводится подробный инструктаж, а на последующих занятиях
повторяются правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать в данный
момент.

7

Учебный план
Учебные предметы,
курсы,
дисциплины (модули),
практики, иные виды
учебной
деятельности
Готовим вместе

Трудоемкость
Количество учебных
Количество учебных
часов в неделю
часов за на одного
обучающегося в год
1 год обучения
5

170

Формы аттестации
Аттестация по дополнительной общеразвивающей программе «Готовим
вместе» социально-педагогической направленности не предусмотрена. После
освоения ДОП документ не выдается.

8

Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября 2023г.
Начало занятий по ДОП – 1 сентября 2023г.
Продолжительность учебного года для обучающихся по ДОП: с 1 сентября
2023г. по 21 мая 2024г. (35 учебных недель)

Сроки проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по ДОП не проводится.

9

Рабочая программа
Тематическое планирование

1.

2.

3.

Вводное занятие Правила
безопасности кулинарных работ.
Правила санитарии и гигиены.
История возникновения кулинарии.
Этапы развития кулинарии в России.
Традиционные кухни народов
России. Правила этикета.

Всего
2

Теория
1

Практика
1

4

4

0

6

2

4

4.
5.

Кухонная утварь, уход за ней.
Представление о технологическом
цикле и основных способах тепловой
обработки.
Блюда и гарниры из овощей.
Мучные изделия.

30
20

6
4

24
16

6.

Супы.

24

8

16

7.

Тесто песочное и изделия из него

16

2

14

8.

Блюда из круп

16

4

12

9.

Блюда из макаронных изделий

14

3

11

10.

Блины, оладьи, блинчики

20

4

16

16

4

12

2
170

0
42

2
128

11.
12.

Блюда из творога
Итоговое занятие

10

Оценочные и методические материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Готовим
вместе» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:
- собеседование, устный опрос
- педагогическое наблюдение;
- устный анализ выполненных практических заданий.

11

Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие материально-технической
базы.
Инвентарь и оборудование:
- скатерти, салфетки;
- столовая посуда;
- столы, стулья;
- компьютер для демонстрации материала;
- планетарный миксер;
- электрическая плита;
- духовые шкафы;
- мойка для посуды;
- производственные столы;
- разделочные доски, ножи;
- микроволновая печь
- холодильник;
- блендер;
- электрический чайник;
- мясорубка;
- кастрюли и кухонные принадлежности.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».