Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 53
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
МАОУ СОШ № 53
____________/Власова М.А.
Приказ № 112-2
от «30» августа 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Журналистика и русский язык»
социально-педагогической направленности
Екатеринбург
Оглавление
Объем дополнительной общеразвивающей программы ............................................. 3
Содержание дополнительной общеразвивающей программы ................................... 4
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы ........................................................................................................................ 5
Организационно-педагогические условия .................................................................... 6
Учебный план .................................................................................................................. 7
Формы аттестации ........................................................................................................... 7
Календарный учебный график ....................................................................................... 8
Рабочая программа .......................................................................................................... 9
Оценочные и методические материалы ...................................................................... 11
Объем дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) «Журналистика и
русский язык» социально-педагогической направленности рассчитана на 3 года
обучения для детей 14-18 лет.
Объем программы: 142 учебных часа.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Блок 1. Введение. Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это
целый мир. Проблемы современной журналистики. Психология журналистского
труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория.
Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. Интернет. Интернетиздания.
Блок 2. Работа с текстом публицистического стиля: характеристика
публицистического стиля речи и его особенностей, лексические особенности
публицистического стиля речи, синтаксические особенности публицистического
стиля речи. Экспрессивные средства выразительности публицистического стиля
речи. Экология речи. Речевой этикет.
Блок 3. Жанры журналистики. Композиция журналистских произведений.
Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. Заметка.
Аннотация. Статья. Репортаж. Очерк. Корреспонденция. Комментарий. Эссе.
Рецензия. Интервью.
Блок 4. Язык СМИ. Разговорная лексика. Заголовок в современных газетных
и журнальных текстах.
Блок 5. Анализ текстов.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
- повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому
языку;
- понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в
огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский
текст от непрофессионального;
- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно
её защищать;
- знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь
определять жанр публицистического произведения;
- уметь анализировать журналистские тексты;
- характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;
- уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом
произведении.
- уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
- уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Организационно-педагогические условия
Форма проведения занятий – аудиторная.
Режим и продолжительность занятий – урочный, продолжительность занятий по
40 минут.
Форма обучения – очная.
Применяемые средства обучения:
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы);
- наглядные (плакаты, иллюстрации и т.д.).
Перечень технических средств обучения:
- компьютер;
- проектор.
Учебный план
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), практики,
иные виды учебной
деятельности
Блок 1
Блок 2
Блок 3
Блок 4
Блок 5
Трудоемкость
Количество
Количество
Количество
Количество
учебных
учебных часов за учебных
учебных часов
часов в
на одного
часов в
за на одного
неделю
обучающегося в неделю
обучающегося
год
в год
1 год обучения
2 год обучения
5
5
5
16
10
5
10
10
20
Количество
учебных часов в
неделю
Количество
учебных часов за
на одного
обучающегося в
год
3 год обучения
16
10
30
Формы аттестации
Аттестация по дополнительной общеразвивающей программе «Журналистика и русский язык» социально-педагогической
направленности не предусмотрена. После освоения ДОП документ не выдается.
Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября 2022г.
Начало занятий по ДОП – 1 октября 2022г.
Продолжительность учебного года для обучающихся по ДОП: с 1 октября
2022г. по 21 мая 2023г. (30 учебных недель)
Сроки проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по ДОП не проводится.
Рабочая программа
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Вводное занятие.
Журналистика как сфера человеческой деятельности.
Значение журналистики в современной жизни.
Проблемы современной журналистики.
СМИ – это целый мир.
Психология журналистского труда и творчества.
Способы познания действительности.
Журналист и аудитория.
Из истории журналистики.
Прошлое, настоящее, будущее.
Интернет, интернет-издания
Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.
13
Лексические особенности публицистического стиля речи.
2
14
Синтаксические особенности публицистического стиля речи.
15
16
Синтаксический тренинг
Экспрессивные средства выразительности публицистического стиля
речи.
Экология речи. Речевой этикет.
Всего:
2
2
17
2
2
30 часов
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Жанры журналистики: общая характеристика.
Создание журналистского текста.
Работа над журналистским текстом
Реализация в публицистике стилистических норм языка.
Заметка.
Аннотация.
Статья.
Интервью.
Исследовательская работа «Узнай жанр!».
Репортаж.
Очерк.
Корреспонденция.
Комментарий.
Эссе.
Рецензия.
Язык СМИ.
Разговорная лексика.
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
Анализ текстов.
Количество
часов
Всего:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
2
2
2
8
56 часов
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Жанры журналистики: общая характеристика.
Создание журналистского текста.
Работа над журналистским текстом
Реализация в публицистике стилистических норм языка.
Заметка.
Аннотация.
Статья.
Интервью.
Исследовательская работа «Узнай жанр!».
Репортаж.
Очерк.
Корреспонденция.
Комментарий.
Эссе.
Рецензия.
Язык СМИ.
Разговорная лексика.
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
Анализ текстов.
Количество
часов
Всего:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
2
2
2
8
56 часов
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы:
«Журналистика и русский язык», автор Сухарева Людмила
«Журналистика и русский язык 9-11 класс», под редакцией С.А.Войтас
Методические материалы:
«Журналистика и русский язык», автор Сухарева Людмила
«Русский язык 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся», автор Г.В.
Цветкова
«Теория и практика художественно-публицистических, жанров», автор Е.И.
Журбина
«Язык современных СМИ», автор Солганик Г.Я.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)