ДОП Олимпиадная математика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 53
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
МАОУ СОШ № 53
____________/Власова М.А.
Приказ № 112-2
от «30» августа 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Олимпиадная математика»
Естественно-научной направленности

Екатеринбург

Оглавление
Объем дополнительной общеразвивающей программы ............................................. 3
Содержание дополнительной общеразвивающей программы ................................... 4
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы ........................................................................................................................ 5
Организационно-педагогические условия .................................................................... 6
Учебный план .................................................................................................................. 7
Формы аттестации ........................................................................................................... 7
Календарный учебный график ....................................................................................... 8
Рабочая программа .......................................................................................................... 9
Оценочные и методические материалы ...................................................................... 12

Объем дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная

общеразвивающая

программа

(ДОП)

«Олимпиадная

математика» естественно-научной направленности рассчитана на 4 года обучения
для детей 11-14лет.
Объем программы: 315 учебных часов.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Блок 1. Делимость. Определение делимости двух целых чисел. Свойства
делимости. Деление с остатком.

Последние цифры, остатки и циклы.

Определение сравнимости двух целых чисел по модулю. Эквивалентность
определений сравнимости по модулю. Свойства сравнений.
Блок 2. Комбинаторика. Разумно организованный перебор. Правило
произведения. Правило суммы. Упорядоченные и неупорядоченные наборы.
Факториал. Перестановки. Перестановки с повторениями.
Блок 3. Четность. Чётность суммы и произведения. Прибавление чётного.
Знак произведения. Чередование. Разбиение на пары.
Блок 4. Логические задачи. Обратный ход. Плюс – минус один. Рыцари и
лжецы. Переливания. Взвешивания. Переправы. Раскраски.
Блок

5.

Принцип

Дирихле.

Построение

отрицаний

высказываний.

Доказательство методом от противного.
Блок 6.

Сложные текстовые задачи.

Задачи на работу. Задачи на

движение. Задачи на проценты.
Блок 7.

Геометрия. Длины и расстояния. Площади и объёмы.

Блок 8.

Геометрия. Площадь. Прямоугольный треугольник с углом 300.

Неравенство треугольника. Медиана треугольника и равновеликость фигур. Лемма
о крылышках.

Отношение площадей фигур. Теорема

о пересечении медиан

(доказательство через площадь). Лемма о линолеуме.
Блок 9.

Геометрия. Окружность. Угол и окружность. Касательные.

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
олимпиадного курса;
- умение распознавать знакомую задачу в олимпиадной задаче;
- умение выделять в наборе задач общую идею, конструкцию, базовую задачу;
- овладение некоторыми специальными приемами решения задач, например,
«решение с конца», рассмотрение частных случаев;
- умение работать со справочными руководствами (анализировать, извлекать
необходимую информацию), книгами, журналами, точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи с применением предметной
терминологии и символики, проводить классификации.

Организационно-педагогические условия
Форма проведения занятий – аудиторная.
Режим и продолжительность занятий – урочный, продолжительность занятий по
45-60 минут.
Форма обучения – очная.
Применяемые средства обучения:
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы);
- наглядные (плакаты, иллюстрации и т.д.).
Перечень технических средств обучения:
- компьютер;
- проектор.
Перечень учебно-методических материалов:
-Иллюстративный материал, таблицы, схемы.
-Технические средства.
-Подписные издания.
- Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9». Учебник для 7 – 9 кл. – М.: Раздел
«Задачи повышенной трудности»

Учебный план
Учебные
предметы, курсы,
дисциплины
(модули),
практики, иные
виды учебной
деятельности
Математические
игры
Комбинаторика
Текстовые задачи
Геометрические
леммы и теоремы

Трудоемкость
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
учебных
учебных часов
учебных
учебных часов
учебных
учебных часов за
часов в
за на одного
часов в
за на одного
часов в
на одного
неделю
обучающегося в неделю
обучающегося в неделю
обучающегося в
год
год
год
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1
35
2

Количество
учебных
часов в
неделю

Количество
учебных часов
за на одного
обучающегося в
год
4 год обучения

70
3

105
3

105

Формы аттестации
Аттестация

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

«Олимпиадная

направленности не предусмотрена. После освоения ДОП документ не выдается.

математика»

естественно-научной

Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября 2022г.
Начало занятий по ДОП – 1 сентября 2022г.
Продолжительность учебного года для обучающихся по ДОП: с 1 сентября
2022г. по 21 мая 2023г. (35 учебных недель)
Сроки проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по ДОП не проводится.

Рабочая программа
Тематическое планирование 5-7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Римская нумерация

4

2

Вступительная олимпиада кружка

4

3

Математические ребусы

8

4

Математический бой

4

5

Математическая регата

4

6

Арифметика и весы

8

7

Решение, анализ и разбор олимпиады муниципального этапа

8

8

Олимпиада – разминка.

4

9

Весы и уравнения.

4

10

Весы и неравенства

4

11

Переправы

8

12

Время

8

13

Возрасты

4

14

Множества.

4

15

Построение отрицаний

4

16

Метод от противного

8

17

Принцип Дирихле

4

18

Последняя цифра

8

19

Можно или нельзя

8

20

Построение отрицаний - 2

4

21

Чётность. Чётность суммы и произведения.

4

22

Чётность. Разбиение на пары

4

23

Комбинаторика. Упорядоченные и неупорядоченные наборы.

4

24

Комбинаторика. Правило суммы и произведения.

4

25

Комбинаторика. Разумно организованный перебор

4

26

Комбинаторика. Перестановки.

4

27

Комбинаторика. Перестановки с повторениями.

4

28

Комбинаторика. Факториал.

4

29

Комбинаторика. Принцип дополнения.

4

№ п/п

30

Определение делимости целых чисел. Свойства делимости.

4

31

Деление с остатком.

4

32

Последние цифры. Зацикливание.

4

33

Определение сравнимости двух целых чисел по модулю.

4

34

Эквивалентность двух определений сравнимости по модулю.

4

35

Свойства сравнений.

4

36

Применение сравнений для решения задач

4

37

Текстовые задачи на работу

4

38

Текстовые задачи на движение.

8

39

Текстовые задачи на проценты

8

40

Обратный ход

4

41

Плюс-минус один

4

42

Рыцари и лжецы

8

43

Переливания

4

44

Раскраски

8

45

Длины и расстояния

4

46

Повторение. Все темы.

52

Всего часов

280

Тематическое планирование 8 класс
Тема занятий

Количество часов

1

Определение делимости двух целых чисел. Свойства делимости.

3

2

Деление с остатком. Последние цифры, остатки, циклы.

3

3

Прямоугольный треугольник с углом 300.

3

4

Неравенство треугольника.

2

5

Медиана треугольника и равновеликость фигур.

2

6

Лемма о крылышках и ей обратная.

2

7

Отношение площадей фигур.

2

8

Теорема о пересечении медиан (доказательство через площадь)

2

9

Лемма о линолеуме.

2

10

Решение олимпиадных задач по геометрии

4

12

Угол и окружность. Критерии вписанности четырехугольника.

4

13

Касательная. Вневписанная окружность.

6

Всего часов

35

Оценочные и методические материалы
Оценочными

материалами

являются

результаты

диагностических

исследований, участие в олимпиадах.
Методические материалы
1. Федеральная коллекция (ЦОР).
2. Практико-ориентированные проекты 5-8 класс.
3. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9». Учебник для 7 – 9 кл. – М.: Раздел
«Задачи повышенной трудности»
4. Волчкевич М.А. «Уроки геометрии в задачах. 7 – 8 классы». – М.: МЦНМО,
- 2016.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».